Хотелось бы немного подискутировать с авторами проекта новой редакции закона от лица исполнителей такого ранга - работников областных, городских, районных администраций или просто граждан желающих видеть своё государство морально и идеологически устойчивым. Первое, что бросается в глаза, а какая необходимость вообще менять закон, который, по словам знатоков, самый демократичный среди законодательств стран Восточной Европы да и на территории бывшего Советского Союза.
С другой стороны, после прочтения проекта изменений всё же находишь кое-что новое. Только для кого оно нужно и упрощают ли эти изменения жизнь верующим?
Давайте, почитаем предлагаемую редакцию вместе.
В законопроекте настораживает то, что нет четкого размежевания Церкви и государства. В одном месте (ст. 5) говорится о принципе взаимного отделения государства и Церкви. В другом месте государство берет на себя обязательства финансировать общественно полезные проекты Церкви, которые она осуществляет.
Это как же понимать?
Ведь это значит, что в бюджете государства теперь необходимо закладывать специальную статью на финансирование Церкви. С другой стороны, религиозная организация создаётся верующими добровольно для удовлетворения своих религиозных потребностей. И социальную работу среди нуждающихся, согласно своего вероучения, проводит по велению сердца и бесплатно. Теперь, финансируя подобную деятельность религиозных организаций, государство будет разрушать основные моральные принципы верующего, такие как милосердие и благодеяние. Дай деньги – буду делать. Не дашь – отойди в сторону. А кто будет определять, кому сколько дать? Опять-таки, коррррррупция! Всем известны случаи «благотворительного» отношения чиновников к определенным конфессиями. Вот и будет «равенство» всех религиозных организаций на законодательном уровне (та же 5 ст.).
Следующее, уж очень подробно, на мой взгляд, описано беспокойство государства правом свободного вероисповедания военнослужащих в Украине. Для предоставления такой свободы подразумевается необходимость в части наличия священнослужителя, да и культового сооружения. Только вопрос, какая конфессия будет опекаться религиозными взглядами военнослужащего? Уверен, об этом побеспокоится командир части или ему подскажут другие, да и орден за это дадут.
Удивляет утверждение права преподавания духовно-моральных дисциплин и дисциплин о религии в государственных и коммунальных учебных заведениях. Единственная оговорка в проекте закона - они не должны сопровождаться религиозными обрядами, а иметь только информативный характер. Да и не надо более. Во время информационных бесед можно пригласить посмотреть службу "по-настоящему". А кто будет читать эти предметы? Разве может учитель лучше священнослужителя знать религиозную мораль? Как могут спокойно наблюдать за этими новшествами специалисты по профильному обучению в школе, которые присутствуют в составе группы по разработке нового закона или это "заказуха"? Предлагаемые изменения в закон уже предусматривают перепрофилировать школу на церковно-приходские заведения за бюджетный счет. Господа, если вы действительно верующие, то может лучше придерживаться истины: "Богу – Богово, а кесарю – кесарево".
Вернемся к ст. 3 новой редакции упоминаемого законопроекта, которая расширяет возможности привлечения несовершеннолетних к религиозной деятельности. Ребёнка, у которого еще не сформировалось стойкое понимание окружающей его действительности, легко обещаниями разных благ и интересными историями завлечь в религиозную организацию. Зайди только послушай и посмотри. Да и родителей там нет, а значит и "наущать своей надоевшей моралью: то делай, а то не делай" не будут. Известен случай, когда под видом практического изучения культуры восточных народов несовершеннолетние без ведома своих родителей стали приверженцами ислама. Подобный случай произошел и в религиозной организации Свидетелей Иеговы. А не нарушение ли это прав детей? Может, будет справедливо, если до совершеннолетия религиозную моралью своих детей пусть определяют родители, в общем согласии, как это сказано в действующем Законе.
Далее рассмотрим 8 ст. проекта закона где прописано что местное религиозное общество добровольно создаётся физическими лицами с целью совместного вероисповедания или ведения религиозной деятельности. Однако физическими лицами украинским законодательством признаны все от рождения до смерти. Это могут быть несовершеннолетние, иностранцы, лица без гражданства и даже лица, лишённые дееспособности. Вот где полная демократия!!! Можно только представить себе религиозную организацию, даже без регистрации, созданную пациентами, находящимися в доме душевнобольных. А если такие организации будут создавать филиалы или представительства, что предусмотрено ст. 13 проекта закона? Подобные новшества создадут новому закону имидж САМОГО демократичного закона в мире?
Отдельно хотелось остановиться на религиозной деятельности в Украине иностранных граждан и лиц без гражданства. В новой редакции предусматривается право иностранцев, законно находящихся в Украине (а как иначе?), заниматься проповедованием вероучений и другой религиозной деятельностью. А кто проверит законно или незаконно его пребывание в Украине и, какое он проповедует вероучение, например, на улице, в парке или другом общественном месте. Приезжайте гости к нам в Украину все кому не лень. Слушаем всех. Своей идеологии в Украине нет!
Интересным является предлагаемое право иностранным религиозным центрам создавать в Украине свои филиалы и представительства. Приехали! Украина становится полигоном для отработки новых идеологических технологий любой масти. Уже, наверное, собирают чемоданы представители "религиозных" течений, от которых недавно нас защищало государство.
«Полезным» для государства новшеством проекта закона есть упорядочение регистрации религиозной организации. Теперь практически выпадает управленческое звено исполнительной власти на местах, которое ранее связывало религиозные организации и государство. Действительно, зачем содержать аппарат чиновников, который будет только принимать документы от вновь созданной религиозной организации, и относить их к районному регистратору. Тем более что реестр религиозных организаций, согласно новшеств, ведет центральный орган исполнительной власти по делам религий. Да и согласовывать приглашение зарубежных представителей в религиозные организации Украины не надо. Полная свобода. А земельные и имущественные вопросы для верующих обязаны решать на общих основаниях профильные структуры местной власти. Вот где экономия бюджета за счёт безграничной свободы совести!
Предлагаемые изменения в закон вообще поставили под сомнение существование государственных структур способствующих деятельности религиозных организаций. Проектанты, по-видимому, считают, что достаточно существование Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, который государству нужен, ну разве, что бы….. поговорить.
Я не претендую на истину в своих высказываниях и не являюсь дипломированным экспертом в вопросах права. Но уверен, что вопрос отношений государства и Церкви является серьёзным не только для Украины. Его сложность еще состоит в том, что Украина молодое государство, еще не определившееся с перспективной идеологией своего развития, а этому дополнительно мешает веер конфессий, которые в некоторых случаях находятся по разные стороны баррикад.
Моё мнение, что предлагаемая новая редакция закона не доработана до запятой, является сырой, не обоснованы многие стороны отношений государства и Церкви, да и принимать этот закон сейчас никто не будет. На горизонте новые политические события – не до религии нашим политикам.
И давайте откажемся от понятия совести в законодательных актах о вере и религии. Совесть может быть чистой, а может быть и другой. Поэтому давайте не будем упоминать о свободе совести в нашем законе – это не относится к вероучениям. Любые религии в прогрессивном обществе, любой называющий себя верующим должны учить добру. Только кто сейчас будет анализировать добро и зло вероучений?