Всем известно, что учащимся во Франции запрещено подчеркивать свою религиозную принадлежность, поскольку школы являются исключительно светскими заведениями. Но учиться приходят не только атеисты, но и верующие подростки, которые не могут просто оставить свои религиозные убеждения за дверью школы, будь то французское, эстонское или русское учебное заведение. Сохранить нейтральную позицию и не задеть чувства верующих - задача не из легких.
Взгляд изнутри
Дети, которые смотрят на жизнь не с точки зрения Дарвина, в школе, светском заведении, порой сталкиваются с непониманием со стороны одноклассников и педагогов. Ситуацию, как ни странно, усугубляет именно то, что они зачастую являются прилежными учениками. А отличники порой не в почете у неформальных лидеров класса, да и учителю бывает сложно понять, чего это кандидат в медалисты вдруг заартачился.
Проблемы верующих детей могут показаться на первый взгляд несерьезными, но для маленького человека, который только учится отстаивать свое мнение, они колоссальны. Можно вспомнить, например, Свидетелей Иеговы, у которых религиозный праздник только один в году. Другим торжествам они не придают значения, включая и дни рождения. А у одноклассников возникает вопрос, когда им ждать традиционный вкусный торт или конфеты. Сколько надо иметь смелости юному существу, чтобы отстоять свое мнение перед всем классом, в котором более 20 сверстников! На такое решится даже не каждый взрослый.
Видимо, подобная проблема для общины стоит настолько остро, что таллиннские Свидетели Иеговы даже одно из собраний посвятили теме "Как рассказать одноклассникам о своей вере?" В ходе диспута подростки признали, что чем раньше поведаешь о своих убеждениях, тем лучше. В конфликтной ситуации главное не молчать, а рассказать о мотивах своего поведения.
"А потом, - говорит Ирина Михно, прихожанка Ласнамяэского собрания Свидетелей Иеговы и мама школьницы, - люди начинают нас понимать и даже давать советы. Например, одна из наших сестер рассказала, что однажды в школе девушки обсуждали свои отношения с противоположным полом, и сказали ей: "Отойди, не слушай, что мы тут говорим. Тебе нельзя!". То есть люди, которые знают о наших убеждениях, помогают нам не сойти с праведного пути".
В современном мире рядом живут люди с разной верой и убеждениями. Столкнется ли Эстония с такими же проблемами, как и Франция, Германия, многие Северные страны, - неизвестно. Приведенный пример один из тысячи, но он доказывает, что у каждой религиозной общины есть свой индивидуальный взгляд на мир. Причем Свидетелям Иеговы школьного возраста, у которых нет необходимости как-то внешне подчеркивать свою религиозную принадлежность, еще, может быть, легче, чем тех их сверстникам, для которых имеют значение внешние атрибуты веры.
Школа и религия несовместимы
Директора как Русской гимназии Хааберсти, так и Паэкаареской гимназий однозначно согласны с тем, что школа - это светское заведение, которое не предназначено для миссионерской деятельности. Даже к введению в школе религиоведения как обязательного предмета, что недавно предложили 16 депутатов Рийгикогу от всех фракций во главе с бывшим трудным подростком, а ныне пастором Аво Юпрусом, они относятся без энтузиазма. Причем сомнения возникают именно из-за стремления уберечь неокрепшие умы и психику молодых людей от навязчивого влияния. Сомнения вызывает практически все, начиная от содержания учебных материалов, заканчивая личностью и убеждениями преподавателя. Причем для русскоязычных школ, по оценке Валерия Линда, директора Паэкаареской гимназии, проблема стоит еще острее, потому что в эстонских школах учатся в основном дети из лютеранских семей.
"В нашей школе есть ребята разных вероисповеданий: и мусульмане, и адвентисты, и Свидетели Иеговы. Например, последние отказываются участвовать в школьных мероприятиях. Но школа должна толерантно относиться ко всем верованиям и быть вне конфессий, поэтому мы не раздуваем скандалов, - говорит Валерий Линд. - Если ученики хотят пригласить на классный час представителей какой-либо религии, это их право. Вера - это личный выбор каждого ученика. Но школа должна всегда оставаться вне конфессий и поддерживать лишь государственные устои".
Директор Русской гимназии Хааберсти Сергей Теплов более категоричен: "К нам не раз обращались различные общины, но мы не даем согласия на проведение мероприятий религиозного плана. В секту попасть легко, но выйти из нее сложно".
Бороться надо с сережками, а не с крестиками
По заверениям большинства директоров, изнурительная борьба с религиозными атрибутами в одежде учеников, как, например, это происходит во Франции, по крайней мере, в ближайшем будущем Эстонии не грозит. "В современных школах следует бороться, скорее, с излишней бижутерией, чем с проявлениями приверженности какой-либо вере", - говорит Сергей Теплов.
Видимо, единственный путь избежать столкновений на почве вероисповеданий - это толерантность и веротерпимость с одной стороны, и взаимоуважение и отказ от яркого выражения своих убеждений в школе с другой.
КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:
- Считает ли Министерство образования, что религиоведение в гимназии должно быть обязательным предметом? В какой степени этот вопрос отражен в проекте новой учебной программы?
- Начальные знания о мировых верованиях являются необходимой частью образования. Ученикам также следует знать основы христианства, в противном случае им останется непонятной значительная часть произведений культуры, а также многие современные модели мышления. Знания о религии - это часть учебной программы по истории, обществоведению и литературы, а также истории культуры. В настоящее время школа обязана организовать преподавание религиоведения, если это требуют не менее 15 учеников одной из школьных ступеней. В то же время для ученика посещение религиоведения является делом добровольным. Новая учебная программа не привнесет новых предметов, поскольку мы не хотим увеличивать нагрузку учеников.
- Есть ли у министерства четкая позиция в вопросе: насколько религия должна быть частью школьной жизни? Или каждая школа должна определять эти рамки сама?
- Согласно Конституции, в Эстонии провозглашена свобода вероисповедания, которая является одним из основных прав человека. Это право следует предоставлять ученику до тех пор, пока оно не начинает ущемлять свободу других и мешать учебной работе. В Северных странах этот вопрос весьма разумно решен следующим образом: ученик может носить приличествующую его религии одежду на обычных уроках, но на физкультуре, например, всем следует быть в спортивных костюмах. Что касается таких вещей, как, например, совместное посещение классом церкви, то в данном случае всякое принуждение полностью исключается. Этот вопрос нужно решать по договоренности между школой и родителями учеников.
- Как министерство относится к предложению социал-демократов ввести обязательную для всех школьную форму?
- В настоящее время это не является нашим приоритетом. Прежде надо обеспечить учеников учебными пособиями, в том числе рабочими тетрадями, гарантировать, чтобы дети получали в школе вкусную и здоровую пищу, чтобы учителя получали достойную зарплату, чтобы школы были в порядке, чтобы не возникало проблем с электропроводкой и пожарной безопасностью. Оплаченная государством школьная форма может появиться тогда, когда все эти цели будут достигнуты, но не раньше. Сейчас в некоторых школах, например, решили ограничиться форменными фуражками. Для создания чувства единства в коллективе это вполне разумный шаг.
Вопросы задавала Евгения ГАРАНЖА