Андрей Елисеев Общий обзор и важнейшие элементы учения СИ
Факты, которых не найти в официальной истории ОСБ Отношение к властям Основано ли на Библии учение СИ об Иисусе Христе? Примечания "Свидетели Иеговы", или "Общество Сторожевой Башни" - одна из многочисленных, сравнительно недавно появившихся американских сект. В нынешнем своем виде иеговизм представляет собой достаточно грубый инструмент идеологической "промывки мозгов", рассчитанный на неосведомленность и легковерие людей. Их антихристианская литература заполнена бросающимися в глаза яркими картинками и поверхностными рассуждениями, в ней отчетливо видится желание произвести внешний эффект. Однако простота - не значит правда, а внешняя вежливость - совсем не истинная любовь. Многие люди, подпавшие под влияние этого лжеучения еще не понимают, что в своих поисках Бога или рая на земле оказались обманутыми, ушли "на сторону далече", попали в руки лжеапостолов, принимающих вид служителей правды (2Кор.11:13-15) [1] . Цель своего существования свидетели Иеговы почти даже не скрывают – это разорение и разрушение христианства. Цель поистине достойная Антихриста: «"...помазанный остаток ... теперь, во время дня Господа, идет вперед, чтобы разорять пастбища так называемого христианства...» [2] То, что говорят свидетели Иеговы о себе - не всегда означает, что они лгут, а если и лгут, то зачастую делают это невольно, повторяя с чужих слов. Структура этой секты схожа с другими ей подобными и построена на ступенчатости, так, чтобы новичок не мог узнать правды: чем меньше знаешь, тем лучше: так Сторожевой башне проще управлять. «Любовь», с которой в этой и любой другой секте встречают человека, окружая его заботой и всеобщим вниманием, становится капканом для вновьприходящего. По согласному мнению учителей Церкви, лишь та любовь является истинной, которая служит к вечному спасению человека. Та же любовь, которая пытается всячески отвратить человека от истины, оторвать от Церкви как ковчега спасения, называться иначе как любовью ложной не может. Подвижник 4-го века авва Евагрий Понтийский предупреждал, что для погибели бесы способны внушить человеку и добродетельность и человеколюбие [3] . «Всякое дерево познается по плоду своему», - говорится в Евангелии (Лк. 6:44). Так и свидетели Иеговы отметили 100-летие борьбы с христианством и Христом, произведя на свет очередной свой горький плод: фальшивый перевод Библии под именем «Новый мир». Это произведение (из разряда «как не надо обращаться со священным текстом»), не было признано ни одним сколько-нибудь авторитетным специалистом по библейской текстологии и потому стало главным свидетельством против самой секты. Библейская наука в 20-м веке продвинулась очень далеко. Были исправлены неточности, позднейшие добавления, закравшиеся в книги Священного Писания, международной группой ученых, в т.ч. под руководством Нестле и Аленда, была проведена колоссальная работа по сверке имеющихся текстов с древнейшими рукописями, в т.ч. недавно открытыми. На фоне всей этой серьезной работы фальшивка, выпущенная в свет и разрекламированная свидетелями Иеговы, имеет вид весьма жалкий и сама по себе очень многое говорит о ее создателях: если Библия не подтверждает измышления обуреваемой непомерным властолюбием кучки членов правления американской религиозной секты, то тем хуже для самой Библии. Вероятно, высокопоставленные чиновники бруклинской корпорации Сторожевой башни сознают уязвимость сотворенной ими химеры, а потому и не спешат с публикацией «Нового мира» на русском языке. Правда, так называемое изучение Библии, которое происходит исключительно в свете учения секты, не проходит без ссылок на эту фальшивку. Впрочем, нет ничего нового под солнцем: так же в древности поступали создатели разного рода гностических сект, с которыми приходилось бороться апостолам Христовым и их ученикам. Потому и писал св. евангелист Иоанн Богослов: «Если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:19). Характерная черта ереси иеговизма еще и в том, что она вместо здравого христианского учения предлагает человечеству поклонение имени Иеговы, якобы забытому имени. Хотя фактически это неверно, все же, гораздо важнее другое: декларируя свое почитание имени Иеговы "свидетели" на деле кощунствуют, произнося хулы на Св. Духа и Церковь, отрекаются от Христа как Сына Божия и Спасителя. Сам Господь ясно говорит: "Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Иоан. 5:22,23). Иеговисты отвергают Божество Христово, вопреки Его слову: "Я и Отец - одно" (Иоан.10:30), не верят ни Ему, ни Его делу на земле - Церкви, которую Он создал (Мф. 16:18) и главою которой Он является до конца времен (Кол. 1:18; Еф. 1:22), которая неодолима для врат адовых, но пребывает непоколебимой во веки, как и Сам Христос (Мф. 28:20). Вопреки измышлениям "свидетелей", отрицающих даже саму основу апостольской веры - действительное Воскресение Христово - Господь неотлучно пребывает в Своей Церкви среди Своего народа, дабы спасти его и привести в познание истины, ибо Сам Он есть "Путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14:6). Для православного христианина, наученного уходящим в глубину столетий опытом различения духов, имеющего рассуждение, не доставит труда быстро определить духовную сущность иеговизма. Достаточно взглянуть на его плоды. А плоды его – это отвержение креста Христова, как главного оружия против демонов и знака победы над адом и смертью (иеговисты упорно и вопреки вере, традиции, библейской науке, археологии и здравому смыслу отрицают крест и водружают вместо него деревянный кол). То что бесы боятся креста и его изображения – это не секрет для всякого православного, имеющего опыт противостояния злу. Другой горький плод иеговизма – это извращение евангельского учения о Христе, Его Личности, Его Воскресении, и, что всего важнее – о Его единосущии с Отцом и Святым Духом. Достаточно упразднить веру во Христа – и более ничего не нужно диаволу для погибели человека. А если к этому добавить еще и третий плод – хулу на Святого Духа, которая, по слову Христову не прощается не в этом веке, ни в будущем, то бесам более и трудиться не надо над свидетелями Иеговы. К чему еще искушать этих людей, которые всецело находятся во власти заблуждения? Грех хулы на Св. Духа происходит у свидетелей Иеговы не только от того, что они не признают Его Личностью. Не в меньшей степени хула возникает от наименования Церкви делом рук сатаны; Церкви, которая живет и дышит дыханием Св.Духа и самим существованием своим, бесчисленными и великими чудесами, примерами святости и чистоты жизни обязанной своей Божественной Главе – Господу Иисусу Христу, а всеми совершающимися в ней силами – Св. Духу. Некогда, неверные иудеи обвиняли Господа, что Он-де творит чудеса силой веельзевула, князя бесовского (Мф. 12:24). Те же обвинения сейчас повторяют несчастные свидетели Иеговы, прилагая грех ко греху. На этом фоне их упреки христианству и призывы к здоровому образу жизни выглядят жалкой насмешкой. Эта работа, написанная 10 лет назад, в том числе на основании встреч со свидетелями Иеговы и присутствия на их собраниях, не предназначалась изначально для православного читателя. Она скорее адресована всякому, кто еще не успел достаточно глубоко погрузиться в трясину иеговизма. Если этот скромный труд сослужит кому-то добрую службу, заставит задуматься, поможет в выборе подлинного духовного пути, то это и будет оправданием затраченных мной усилий. Общий обзор и важнейшие элементы учения свидетелей Иеговы Эта работа посвящена рассмотрению истории и учения одной из наиболее крупных американских сект - Свидетелям Иеговы (Jehovah's Witnesses) или Обществу сторожевой башни. Зародившись в США в конце XIX в. это псевдохристианское общество претерпело множество метаморфоз как в плане вероучения, так и в структуре внешней организации. В результате мы имеем сейчас достаточно развитый культ, численность членов которого, по данным самих его адептов, превышает 5 млн. человек во всем мире. Как и всякому безблагодатному обществу, свидетелям Иеговы свойственна агрессивность в отношении всех традиционных христианских конфессий. В нашей стране, где большинство граждан исповедуют православие, свидетели Иеговы обрушиваются со своей критикой в стиле советских агитаторов 20-30-х годов именно на Православную Церковь. В целом антихристианские настроения "свидетелей" коренятся, прежде всего, в непонимании и незнании элементарных основ догматического, апостольского учения Церкви. Вторая причина кроется в сознательной яростной и систематической пропаганде порочности духовенства любой церкви и лицемерия верующих вообще [4] . Выставляя христиан в таком свете, сами свидетели Иеговы, не страдая от скромности, рисуют себя в таких выражениях: они-де "занимают праведное положение перед Богом", эксклюзивно "пребывают в истине", ведут здоровый образ жизни и т.п. Реалистичность такой картины, вызывает, мягко говоря, сомнения, особенно в свете Нового Завета: «Если говорим, что не имеем греха, - пишет апостол Иоанн, - обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем [Бога] лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин.1:8-10). Стремление преувеличивать свои заслуги перед Богом, высокомерие, заносчивость и осуждение людей всегда считалось в Церкви признаком тяжелого духовного заболевания. Эта болезнь души – гордыня – всегда занимала первое место в древних списках семи смертных грехов [5] . Именно этот грех сделал денницу сатаной, богоборцем и человекоубийцей. И болезнь эта унаследована свидетелями Иеговы от своего несчастного основателя Рассела, питавшего поистине нечеловеческую ненависть ко всему христианскому миру. Опытные «пиарщики»-сектанты с первых шагов прививают это заболевание, используя духовную неопытность людей, всегда склонных к поиску грехов где угодно, только не в себе. Перестройка мышления новоприбывших, попавших в руки бруклинских бизнесменов, идет настолько интенсивно, что для многих, после такой эксперсс-промывки, возврат к нормальному человеческому состоянию, к своей семье уже просто невозможен. В психике человека происходят необратимые изменения, и он закрывается, отстраняется от всякого, кто не принадлежит к узкому кружку секты, следуя настойчивым увещаниям Общества сторожевой башни: "Молодым и пожилым в христианском собрании необходимо ограничить свое общение с теми, кто не посвятился Иегове" [6] . Запрет на общение недействителен только в одном случае: когда дело касается хождения по подъездам с одним или двумя напарниками (в т.ч. для взаимной слежки) в поиске неутвержденных душ. 1. Учение о Боге-Иегове. Иегова является единственным вечным и несотворенным Богом. Сын Божий, Христос – Богом не является и не равен Отцу, поскольку Отец Его не родил, а создал. Собственно, Он и Сыном Божьим называется только условно, потому что до того, как стать человеком, он был архангелом Михаилом (учение, не имеющее никаких оснований в Библии). Через Него Иегова сотворил "все остальное". Это выражение «все остальное» является капитальным в иеговизме, т.к. якобы доказывает не-божественное происхождение Сына. По сути, однако, это доказательство – очередная «липа», фальсификация оригинального новозаветного текста апостола Павла из послания к колоссянам. Соответствующие стихи здесь следует процитировать полностью: «[Христос] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол.1:15,16). В этом кратком отрывке ап. Павел дважды подчеркивает что все, а отнюдь не все остальное, создано Сыном Божиим, и что Он был не сотворен, а рожден от Отца. Утверждая Свое Божество и единство с Отцом по Божеству, Христос говорит: «Я и Отец - одно» (Ин.10:30). Еще одно заблуждение иеговизма кроется в отрицании Божества, и даже самой Личности Духа Святого. Вопреки повелению Господню в Евангелии от Матфея (гл. 28) «крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа» (в котором подчеркивается единство всех трех Лиц Святой Троицы), иеговизм кощунственно именует Св. Духа только лишь "невидимой действующей силой» Иеговы. 2. Учение о невидимом пришествии Христа. 1914 год является датой очередного несбывшегося пророчества о Втором пришествии. И, поскольку основатели иеговизма оказались лжепророками, то появилась настоятельная необходимость выдумать «невидимое пришествие», в то время как Господь в Евангелии настаивает не только на видимом Своем Пришествии, но и на очевидности этого Пришествия и Суда для всего рода человеческого, для всех – живых и мертвых. 3. Учение о невидимом Суде и Армагеддоне. В 1914 г. на небе произошла битва между Христом-Михаилом и демонами, которые в результате были сброшены на землю и стали производить на ней сильное возмущение и различные бедствия. С этого же года Христос якобы стал производить суд над жителями земли, отделяя овец (свидетелей Иеговы) от козлов (всех остальных). Время суда должно закончиться глобальной войной - Армагеддоном - очень "скоро", как считают некоторые "свидетели" - со смертью поколения, рожденного в 1914 г. Назначались несколько дат Армагеддона – 1925, 1942, 1975 гг., но ни одна не исполнилась. Свидетели Иеговы высчитывают даты с помощью калькулятора. Очевидно, что к ним не относится предостережение Сына Божия, Который сказал Своим апостолам: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7). 4. Учение о душе. У человека нет бессмертной невидимой души, существующей автономно от тела. Душа и жизнь - понятия взаимозаменяемые, а значит, со смертью человека душа прекращает самостоятельное существование. Поскольку "душа всякого тела есть кровь его" (Лев. 17:14), то клиническое переливание крови рассматривается как нарушение запрета на ее употребление (Деян. 15: 28,29) [7] . 5. Учение об аде. Слова "ад", "вечная мука" и т.п. символически обозначают "общую могилу человечества" или бессознательное состояние человеческого праха, оставленного без надежды на воскресение в земном раю. Т.е., по сути, ада, как места пребывания грешников (о чем говорится в Библии), согласно этому учению, вовсе не существует. 6. Учение о диаволе. Бог оставил диаволу жизнь после его отпадения для того, чтобы доказать его неспособность к установлению совершенного мирового правления. После 1914 года весь мир находится в полной власти сатаны, за исключением организации свидетелей Иеговы. Сатана обладал и раньше огромной властью, настолько великой, что смог добиться смерти Христа на Голгофе. Мысль о том, что сатана настолько силен, что добился распятия Сына Божия и Его смерти, свидетельствует о фатальном непонимании промыслительного, провиденциального действия Божия в истории спасения человечества. Смерть Христа была актом Его свободной воли и воли Отца Небесного. Распятие, как и Воскресение, было, с одной стороны, исполнением древних пророчеств о Спасителе, а с другой – частью божественного плана, о чем Господь неоднократно говорил Своим ученикам накануне страдания. В понимании иеговистов крестная смерть Христа была досадной случайностью или неудачей, которую они сейчас пытаются своими силами исправить через «мировое правительство». «Царство Мое не от мира сего», - говорил Господь (Ин. 18:36). Свидетелей же Иеговы это не устраивает: они хотят не Царства Небесного, а царства земного. Из этого желания проистекает их следующее лжеучение. 7. Учение о земном теократическом правительстве. Для совершенного управления миром Иегова назначил царями Христа и 144 тысячи "искупленных от людей", которые будут управлять с высоты небесного царства землей, населенной только праведниками, которыми "свидетели" Иеговы почитают себя. Президентом Общества сторожевой башни может быть только один из 144 тысяч. Т.о. осуществляется принцип «теократического», в силу которого рядовые члены общества должны беспрекословно подчиняться представителям "избранного остатка" как правительству Бога на земле. 8. Учение о воскресении. После физической смерти все 144 тысячи воскресают "духовно", невидимо, и направляются на небо, чтобы там дожидаться начала царствования над обновленной землей. Только с этими людьми был заключен "новый союз" или завет. Остальные свидетели Иеговы будут воскрешены для жизни в земном раю в период тысячелетнего царства после Армагеддона. Для жизни в тысячелетнем царстве будут воскрешены не только свидетели Иеговы, но и те, кто не имел возможности ранее познакомиться с их учением. В течение 1000 лет будет испытываться их верность и преданность Иегове, и если кто-либо не устоит в это время в праведности, то будет уничтожен навсегда. Здесь – очередная ложь иеговизма и подмена воскресения реального, физического, воскресением мнимым, духовным, которое, в новозаветном понимании, собственно и воскресением не является. Христос прямо утверждает, что Он воскрес не духовно, не как дух, а как человек и как Бог, и не Михаилом, а Самим Собой: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук.24:39). Еще в раннехристианский период ап. Павел боролся со лжеучением некоторых, которые не веровали в истинное воскресение. «Мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, - писал он, - потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают», (1Кор.15:15). Если какое воскрешение и происходит у иеговистов, то только лишь воскрешение старых лжеучений, которым противостояли истинные ученики и Апостолы Христовы. По терминологии апостола Павла свидетели Иеговы определенно подпадают под категорию лжесвидетелей, т.е. отрицателей воскресения подлинного. Все вышеперечисленные пункты требуют достаточно подробного исследования и не могут быть рассмотрены в ограниченных рамках данной работы. Поэтому остановлюсь лишь на некоторых аспектах, касающихся принципиальных вероучительных расхождений Общества сторожевой башни с Православной Церковью в области христологии [8] . Значительное место в данной работе будет уделено историческим превратностям в развитии общества сторожевой башни, начиная от его основателя Ч. Рассела до недавно скончавшегося президента М.Хеншеля, с включением раздела, раскрывающего вопрос второстепенного порядка – отношения иеговизма к мирской власти. Факты, которых не найти в официальной истории корпорации Сторожевой башни Иеговизм появляется на исторической сцене в конце 19 века, когда, в 1879 г ., вышел первый номер англоязычного журнала "Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа". С этого времени и началось распространение нового учения главного редактора "Сионской башни" Чарльза Тейза Рассела. Последователи Рассела стали именовать себя «свидетелями Иеговы» уже позднее. Рассел родился в 1852 г . в семье строгих пресвитерианцев. Проучившись в школе штата Пенсильвания в течение 7 лет, он уже к 14 годам отказался от веры своих родителей по причине несогласия с учением об адских муках грешников. Вечность страданий настолько сильно пугала его, что, в конце концов, он решил самостоятельно пересмотреть как это, так и другие положения Евангелия. За 20 лет до появления на свет Рассела в США с воодушевлением проповедовал конец света Уильям Миллер, предтеча современной секты адвентистов седьмого дня. Он утверждал, что Христос должен придти на землю второй раз в 1843 году. Этот год он получил в результате простого математического исчисления, взяв за основу пророчество в книге Даниила (8:13-14) о прекращении времени попрания "святыни и воинства" через 2300 "вечеров и утр". Он перевел 2300 дней в годы и отнял от этого числа 457 (якобы год написания пророчества), получив число 1843. Так 1843 г . был объявлен годом второго пришествия. Но, к несчастью Миллера, который в течение 12 лет (с 1831 г .) проповедовал конец мира, в назначенном году ничего примечательного не произошло. Сокрушительное поражение Миллер потерпел, когда назначил в следующий раз уже не только год Пришествия (что как то еще сочеталось с его концепцией исчисления года при неизвестности месяца и числа - "О дне же том и часе никто не знает..."), но и месяц, и день и даже место на "горе Суда" в штате Нью-Йорк. Когда же ожидания Миллера не оправдались, он признал свою ошибку и сложил с себя полномочия пророка. День 22 октября 1844 г . стал известен в Америке как День великого разочарования. После распада движения, часть последователей Миллера, возглавляемая Еленой Уайт, признала расчеты Миллера правильными и заявила, что 1844 г . стал временем невидимого входа Христа в небесную скинию и начала суда над человечеством. Иная часть, к которой и примкнул сначала молодой Рассел, продолжала поиски года видимого Пришествия в пророческих книгах Библии. Перспектива уяснения из Священного Писания сокровенных до него истин настолько увлекла Рассела, что он принялся ревностно изучать его именно с этой целью. В 1870 г . он организовал кружок исследователей Библии, а через шесть лет был избран пастором группы. Рассел продолжал поддерживать связи с учениками Миллера. Его другом был Дж. Сторс, основатель союза "Жизнь и Пришествие". В 1876 г . он познакомился с Н. Барбуром, который организовал в Нью-Йорке кружок "Вестник Библии" и разделял его взгляды относительно второго «духовного» пришествия Христа в 1874 г . В 1877 они вместе издали книгу "Три мира и план искупления", где утверждалось, что с 1874 г . начался период жатвы продолжительностью в 40 лет, который должен будет окончиться Армагеддоном в 1914 году. Идея «невидимого» присутствия Христа - а именно так стало интерпретироваться в Мф. 24:3 греческое слово parousia (пришествие) - с необходимостью появилась после того, как ожидания Расселом и адвентистами видимого Пришествия оказались тщетными. В 1878 г . Рассел порывает свои деловые отношения с Барбуром, редактором малотиражного журнала в Рочестере, из-за несогласия в вопросе об искуплении. К тому времени он уже управлял несколькими галантерейными мужскими магазинами и имел достаточно средств для открытия собственного издания. В июле 1979 года вышло в свет его первое печатное издание "Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа", а в 1880 г . начался бурный рост расселитских собраний в ближайших штатах [9] . 1881-й стал годом основания "Трактатного общества сионской сторожевой башни" (Zion’s Watch Tower Tract Society) в Питтсбурге, а через четыре года оно было зарегистрировано как корпорация. С 1886 г . корпорация приступила к изданию сочинений Рассела "Тысячелетняя заря", составивших в совокупности 6 томов [10] . Седьмой был составлен Д. Рутерфордом, преемником Рассела, уже после смерти автора и вызвал раскол среди «свидетелей», поскольку содержание книги во многом противоречило тому, что было написано и сказано Расселом до того. Сам Рассел весьма туманно изъяснялся относительно источников того нового учения, которое он проповедовал. По его собственным словам, никаких откровений свыше ему на сей счет не было: «Нет, истины, представленные мною как глашатаем Божьим, не были открыты мне в видении или во сне, я не слышал явно Божьего гласа, и они пришли не все сразу, а постепенно, начиная с 1870 и, особенно, с 1880 года. И эти явственно разворачивающиеся истины не явились плодом человеческого воображения или остроты восприятия; они явились потому, что настало назначенное Богом время; и если бы я не стал говорить, и не нашлось бы никого другого, сами камни возопили бы об этом» [11] . Истинный облик этого "глашатая" проявился позднее, в ходе беспристрастных судебных расследований, которые потрясали все "Сионское общество" и в первую очередь самого его президента незадолго до его смерти. С 1879 по 1914 гг. все крупные газеты и журналы США печатали проповеди Рассела и его соратников. Этим оказывалась огромная помощь в пропаганде его идей. Как видно, "злая система вещей", а именно так впоследствии стали называть мир сей свидетели Иеговы, самым активным образом участвовала в осуществлении их планов "возвещания Царства Иеговы". Был заключен крупный контракт между "Сторожевой башней" и международным издательским синдикатом [12] . Исследователи советского периода считали, что причиной такого неожиданного благоволения со стороны сильных мира к, казалось бы, обычной религиозной группе сектантского типа явились призывы расселитов к нейтралитету по отношению к идее революционных изменений в условиях нарастающего социального напряжения. Возможно, в этом есть доля правды, если принять во внимание некоторые факты из истории того времени. Известно, что наиболее тяжелые экономические кризисы в США пришлись на 1873, 1885 и 1894 гг. Это было время массового разорения фермеров, роста безработицы в городах. В Пенсильвании, где располагался расселитский центр, в 1874-1875 гг. произошла крупнейшая забастовка шахтеров, жестоко подавленная властями. Естественно, что в умах людей рождалось возмущение и недовольство позицией, занятой правительством. Чуть позже, в 1877 г ., для подавления первой национальной стачки железнодорожников были вызваны войсковые подразделения. Пропаганда Рассела могла послужить государственным интересам именно тем, что, с одной стороны, "исследователи" не заигрывали с правительством, и даже, в некотором роде находились в оппозиции к нему, а с другой - призывали ожидать Армагеддон в самое ближайшее время и не сопротивляться репрессивным действиям властей. Распространяя свое учение, Рассел много путешествовал. Так, в 1891 г . он посетил Англию, Швейцарию, Данию, Норвегию, Швецию, побывал и в России. После возвращения в Питтсбург он заявил, что только пять стран готовы к принятию новой веры. Что же касается России, то, по мнению "пастора", шансов на распространение его идей там практически нет [13] . Рассел, после женитьбы на Марии Экли, получает значительные дивиденды от деятельности своего общества, являясь единственным и безотчетным распорядителем почти всех его капиталов [14] . Действительно, "пастору" совсем не по душе апостольская нестяжательность, хотя он и поставил сам себя на одну ступень с Христовыми учениками после изобретения учения об "избранном остатке" - 144 тыс. членах "небесного правительства". Современные "свидетели" Иеговы продолжают культивировать миф о нравственной непорочности их первого президента, "беззаветно преданного организации" [15] . Он поставляется в один ряд с праведниками, апостолами и пророками. Его считают достойным править земным раем вместе со Христом. Но какими же качествами обладал этот человек, которого продолжают возносить до такой высоты? Ответ на этот вопрос уже дала история, о которой свидетели Иеговы, не иначе как по скромности, умалчивают. Начиная с 1903 г . Рассел выступал в качестве обвинителя и ответчика при рассмотрении ряда скандальных судебных дел. «Пожалуй, один из серьезнейших ударов по репутации Рассела был нанесен его супругой - Мэри. Верная последовательница идей мужа, она в 1897 году порвала с ним отношения, поскольку он начал изменять ей с мисс Роуз Болл и другими «исследовательницами Библии». Но, чтобы не препятствовать миссионерской работе Чарлза, Мэри не стала выносить семейный конфликт на публичное обозрение. Ч. Рассел со своей стороны, обещал ей пожизненное материальное обеспечение. Официальной процедуры развода не было, хотя разъезд супругов вызвал толки в местной печати [16] . С 1903 года Ч. Рассел перестал выполнять свои финансовые обязанности перед женой, и через три года она была вынуждена возбудить дело о разводе, чтобы получить причитающуюся ей долю имущества. Потеряв остатки уважения к бывшему мужу, Мэри указала в исковом заявлении, что требует развода по причине неверности супруга. Для президента Общества Сторожевой Башни, быть может, не так страшен был развод, как его мотивировка. Ч. Рассела «спасала» команда из четырех адвокатов во главе с его будущим преемником - Дж. Ф. Рутерфордом. Несмотря на все уловки, апелляции (дело рассматривалось в судах нескольких инстанций), Рассел был признан неверным своей супруге, которая и получила на этом основании развод. И дело здесь не в слабой подготовке адвокатов Рассела, а в том, что его жена располагала документальными материалами, подтверждающими «романы» Чарлза со своими последовательницами. Этот судебный процесс сильно повредил авторитету Рассела и вызвал значительный отток членов из «Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов» (19, 45; 20, 227). Отношения «пастора» Рассела с женщинами и были охарактеризованы следившими за судебным процессом журналистами как «сексуальная распущенность» (Cook Ch. С. All About One Russel. Philadelphia, n. d. - р. 5.)» [17] . В 1906 г . Рассел проиграл дело о разводе, а в 1909 г . был вынужден выплатить своей бывшей супруге более 6 тыс. долл. В ходе разбирательства выяснилось, что влияние "пастора" распространялось на ряд дочерних обществ, весь капитал которых скапливался в акционерном совете. Рассел лично распоряжался 99% всех акций совета, и только 1 % был в руках у двух его помощников [18] . "Мы не отвечаем за свои расходы ни перед кем, кроме как перед Богом", - заявил в 1913 г . его секретарь-казначей Ван Амберг [19] . Таким образом, как справедливо замечает проф. Уолтер Мартин, все доходы от проповеднической кампании общества, становились доходами самого Рассела. 28 января 1913 г . Рассел был изобличен судом в мошенничестве. В этом его обвинило издание "The Brooklyn Daily Eagle" после того, как руководство общества начало рекламировать "чудо-пшеницу". Утверждалось, что она дает урожая в пять раз больше, чем обычная. Деньги от продажи пшеницы по цене 1 долл. за фунт предполагалось пустить на нужды общества и публикацию проповедей "пастора". В ответ Рассел подал иск о клевете и пшеница была тщательно исследована. Результаты экспертизы показали, что пшеница Сторожевой башни оказалась хуже обычных сортов [20] . Так Рассел предстал публике не только как несостоявшийся семьянин, но и как мошенник, уличенный в попытке скрыть свое преступление. Третье судебное дело нанесло окончательный удар по репутации "пророка". В июне 1912 г . была опубликована книга пастора-баптиста Дж. Росса под названием "Некоторые факты об оригинальном пасторе Ч. Т. Расселе", в которой главный персонаж обвинялся в том, что он "не получил достаточного образования, практически ничего не знает о философии, систематическом и историческом богословии и находится в полном неведении относительно древних языков"18. Бывший галантерейщик тут же подал иск о клевете, и на суде, перед Богом поклялся (на Библии!), что будет говорить только правду. Он уверял, что знает древние языки, но не мог разобраться даже в греческом алфавите. Он утверждал, что является законно рукоположенным пастором, но в конце концов признал, что это не так. Он не смог опровергнуть ничего из того, о чем говорилось в книге Росса, и, отрекомендовав себя невеждой и лжецом, проиграл дело в марте 1913 г . Выше уже говорилось, о том, что Рассел разделял мнение Барбура о невидимом присутствии Христа с 1874 г . Исходя из этой даты была назначена и другая - время "завершения системы вещей", время Армагеддона и начала тысячелетнего Царства в 1914 г . Эсхатологические воззрения "свидетелей" Иеговы заслуживают особого рассмотрения, но здесь стоит лишь заметить, что надежды расселитов не оправдались: мир не был уничтожен в 1914 г ., и это лишний раз доказывает то, что самозванный "пастор" был к тому же лжепророком. Современных "свидетелей" Иеговы это особенно не смущает. "Ну и что? - говорят они, - он мог ошибаться, потому что все люди имеют право на ошибку". Конечно, ошибаться может любой, но почему тогда "свидетели" считают абсолютным мнение одного человека, притом много раз глубоко ошибавшегося? Почему мнение неуча-бизнесмена превозмогло в глазах свидетелей Иеговы совокупный двухтысячелетний опыт Церкви, за которым стоят тысячи и миллионы святых, апостолов, мучеников и величайших ученых-богословов, жизнью своей и трудом доказавших евангельские истины? Вопросы эти остаются без ответа. Но разъяснение дает апостол Павел: "За то, что они не приняли любви истины для своего спасения ... пошлет им Бог действие заблуждения, так, что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Фес. 2:11-12). Рассел умер в 1916 г ., через 3 года после того, как был уличен в мошенничестве и клевете, и 2 года после разочарования в несбывшемся пророчестве. Никакого покаяния не произошло: смерть постигла его внезапно в трансконтинентальном экспрессе. Его спутники ожидали увидеть нечто необычное, и поэтому пригласили персонал поезда посмотреть "как умирают великие мужи Божии". Но ожидания их были напрасны, так как Рассел скончался не промолвив ни слова [21] . Его преемник Джозеф Рутерфорд получил титул судьи еще в начале своей карьеры, когда служил в Буквилле, штат Миссури. Подготовленный в 1917 г . к изданию седьмой том "Изучения Писаний" по названием "Исчезнувшая тайна" вызвал явный раскол внутри общества, т. к. многие не могли поверить, что содержание «неизвестных записок» Рассела могло противоречить тому, чему он учил при жизни. Эта часть людей так и осталась верной первому президенту Сторожевой башни, а тех, кто пошел вслед за Рутерфордом, после выхода его книги "Миллионы ныне живущих никогда не умрут", стали называть милленистами (от англ. million). Главной проблемой, с которой столкнулся Рутерфорд после избрания его президентом, была нейтрализация недовольства и разочарования в связи с несбывшемся пророчеством об Армагеддоне в 1914 г . В 1929 году он отметает пирамидальную систему предсказаний Рассела, как не имеющую оснований в Священном Писании. Судья утверждал, что получил "откровенное" объяснение того, что произошло в 1914 г . Ему пришлось перенести дату невидимого "присутствия" с 1874 на 40 лет позже. Семь времен, о которых писал пророк Даниил (4:20) он назвал "временами язычников" (Лк. 21:24). По его мнению, эти времена начались с 607 г ., когда якобы умер последний царь Иудеи (Иер. 41:2). Далее расчеты переносились к книге Апокалипсис (12:14): если время, времена и полвремени - всего 3,5 - равняются 1260 дням (12:6), а день принять за год (Числ. 14:34; Иез. 4:6), то семь дней будут означать 2520 лет. Следовательно, рассуждал Рутерфорд, 1914 г . должен быть последним годом язычников (607+2520), а значит, с него начнутся кардинальные перемены в мире (например, 1-я Мировая война, революции и т. п.). Хотя оправдания Рутерфорда и представляются крайне натянутыми, особенно в части ссылок на книги Чисел и Иезекииля, свидетели Иеговы и по сей день придерживаются этой системы расчетов. В связи с новыми «откровениями» дата Армагеддона была перенесена на 1925 г ., а после очередного промаха - уже на 1942 г ., когда якобы должен окончиться 6000-летний период существования мира. В 1931 г . Рутерфорд юридически отделяется от сторонников Рассела и дает новое название своему сообществу – «свидетели Иеговы» (см. Ис. 43:10). Изображение креста Христова, использовавшееся организацией в прошлом (на надгробным памятнике Рассела в форме египетской пирамиды Хеопса высечено четыре таких креста), заменяется "столбом позора", к которому прививается пренебрежительное отношение. Рутерфорд является автором новой системы агитационной работы. Теперь все проповедники обязывались лично посещать верующих, систематически и последовательно изучать с ними литературу общества, особенно журнал "Башня стражи", обсуждать проблемы их семейной и общественной жизни. Им был создан принцип теократического правительства, в соответствии с которым каждый, не согласный с действиями руководства корпорации, считался противником Бога. Современные свидетели допускают, что гипотетически можно быть несогласным с "генеральной линией", но примеров неповиновения они назвать не хотят или не могут.
ЧИТАЙ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ... |