Жертвы духовной экзотики
Сегодня иные религиозные объединения все больше приобретают характер активных социальных институтов, поглощающих свободное время, здоровье, финансы и эмоции легковерных граждан.
Возможно, они заменяют «верующим» канувшие в Лету идеологические структуры вроде комсомола, а их доморощенные наставления - памятный еще части современников «моральный кодекс строителя коммунизма». При этом однозначно нельзя утверждать, что сектанты - примитивны и малообразованны.
Часто бывает как раз наоборот: скажем, среди членов секты «Свидетели Иеговы», которые ходят с пропагандой содержимого своих хорошо изданных книжек, есть интеллигенты далеко не первого поколения. С одной из них я была знакома несколько лет: после неудачной попытки приобщения меня к сомнительным ценностям «Свидетелей», мы продолжали коротко общаться. Естественно, уже не на псевдотеологические темы, оставаясь, так сказать каждый при своих убеждениях.
Эта женщина, если не принимать во внимание ее многолетнее сектантство, была не только довольно корректной и симпатичной, но и очень продвинутой в своей прикладной химии, а на работе ее ценили. И вот после двухлетнего почти перерыва в общении я встретила ее неделю назад и… едва узнала. Она стала похожа на измученного тяжелой болезнью хроника, а из глаз ее словно смотрела на мир сама тоска. Оказывается, она практически потеряла некогда благополучную семью - и муж, и сын стали глубокими алкоголиками. Причем сыну скоро тридцать пять и вряд ли он уже женится: «Кто-же за него пойдет!» - беспомощно восклицала бедная женщина.
В эту беду трудно было поверить: еще недавно ни тот ни другой не злоупотребляли, оба работали. Глава семьи тоже имел высшее образование и производил впечатление интеллигента, а рыжий, кудрявый сын так вообще должен был нравиться всем девушкам подряд.
В чем дело? В хороших семьях принято прислушиваться к мнению родных. Послушный муж и воспитанный сын тоже усердно слушали лекции убежденной «свидетельницы»-мамаши, и однажды их сознание не выдержало «перегруза» ложными ценностями. Проще говоря, чтобы не сойти с ума, пришлось им заглушать сознание алкоголем. Это единичные примеры жертв примитивного толкования Священного писания, а ведет ли кто-нибудь аналогичный учет по стране?
Попав в сети религиозных аферистов, граждане нередко подвергают себя психологическим стрессам, нарушениям здоровья, разладам в семье и обществе. Аналитики справедливо отмечают частичную потерю контроля госорганов над активной деятельностью нетрадиционных религиозных верований, особенно распространяемых иностранными миссионерскими движениями и организациями. К сожалению, они становятся прибежищем для части казахстанской молодежи, часто с восторгом усваивающей предлагаемую религиозную экзотику.
Секта «Свидетели Иеговы» прочно обосновалась в Казахстане, между тем Русская православная церковь причислила ее к числу тоталитарных и очень опасных. Она запрещена в Москве, а более десяти лет назад ее запретили 25 стран мира; в 1997 году в 35 странах земного шара деятельность секты «Свидетели Иеговы» привлекалась к судебной ответственности. В настоящее время в различных странах мира в целях отслеживания очень вредной для психологического здоровья своих граждан деятельности сект созданы около 700 центров, 500 из которых только для противостояния секте «Свидетели Иеговы». Рост национального самосознания и смена духовных ориентиров в период независимости вызвали не только практически массовое обращение казахстанцев к религиозным ценностям, но и, благодаря либеральному законодательству в этой сфере, увеличение числа разномастных религиозных объединений. Эти РО сегодня все больше приобретают характер активных социальных институтов. Поскольку идеология оставалась на задворках всех последних преобразований в нашем обществе, что, кстати, очень точно констатировал Президент РК, этот вакуум стал заполняться стихийно - неконтролируемо и непредсказуемо. Пока же соответствующие официальные органы не признают факта отсутствия полноценной идеологии, а общество живет с широким кругом нерешенных задач идеологического плана.
ИСТОЧНИК Алина Мусабаева |