а. С этим связан авторитет личности толкователя (толкователей). Он должен иметь особую связь с богом (богами), тем или иным способом - либо через видения, либо через цепь гуру, либо каким-то другим достаточно убедительным способом получать особые указания от высших сил.
Этот факт ни в коем случае не должен ставиться под сомнения и должен всячески защищаться логически - с опорой на толкование священного текста.
Допустим принцип: Х - пророк потому, что в Священном тексте сказано, что Х - пророк. А Священный текст потому священен, что Х - пророк это сказал.
Возможно несколько вариантов - либо толкователь - достаточно колоритная фигура - тогда он на виду, почитается всего лишь на ступеньку ниже бога (пророка). Либо, если это группа толкователей - тогда желательно держать ее в тени - тут на первое место выходит вся система секты.
Но в любом случае авторитет толкователей не должен ставится
под сомнения.
2. У секты должно быть учение.
В священной книге секты должно излагаться некое учение.
Желательно - ответвление уже известной традиционной религии. В случае же абсолютно нового учения, продвижение его в массы затруднено.
Степень отличия от материнской религии может колебаться в неких пределах, но не слишком больших - дабы не шокировать публику.
Отделение от основного учения (ересь) - основной метод образования сект. Ответвление происходит с помощью толкователя или толкователей - основателя секты, который с помощью поступившего ему "высшего откровения", или просто изучив первоисточник, "выясняет", что оказывается исходное учение ошибочно толкует некие принципы, виной этому конечно отступление от истинной веры основной религии и, разумеется, дьявол. Но мы, мол, имеем правильную точку зрения, потому что это подтверждают следующие пункты учения: n1, n2,... (Свидетели Иеговы):
В случае самостоятельно возникающего учения - дело сильно осложняется обывательским недоверием. Все-таки обязательны некие ссылки на уже существующие учения и религии. (см. пример Иисуса и
фарисеев).
3. Методы преподнесения учения.
Методы очень разные, но основа у них одна и та же.
а. Не хочешь - не верь.
Принцип добровольности для неофитов - отсев пригодных к зомбированию людей.
б. Занимательные ритуалы, бесплатный прасад (освященная пища кришнаитов), красочные буклеты.
Необходимо то, что бы привлекало человека в секту на первых порах - такой вкусный червячок на крючке - дабы человек пришел и ознакомился: это могут быть и экзотические ритуалы и прасад, это могут быть собрания с песнопениями и проповедями, это может быть раздача буклетов в ярких обложках, это может быть скандальная известность - и т.д.
в. Дать то, что хочет большинство.
В согласии с первым принципом - отбор определят группу людей, тех, кто не хочет мирится с "грязной" действительностью, но не может ничего изменить. Им предлагают "узкий путь к истине" – путь ухода от "греховной, грязной", так нелюбимой ими реальности в реальность желаемую - чистую и праведную. Тот кто лучше уловит основную тенденцию желаний такой группы людей - завербует больше
всех народу.
г. За все надо платить.
Не только о деньгах речь: вот неофит уже в секте. Теперь он - не объект, а субьект работы секты - он уже не только слушает проповеди и участвует в ритуалах, но и сам проповедует и "обучается", главным образом тому же проповедованию - вербовке неофитов. Если у него есть способности и трудолюбие – выбивается наверх. Он уже верит. Он уже - винтик в механизме мясорубки: с одной стороны поступают неофиты - с другой выходят
разочаровавшиеся, а уверовавшие становятся еще одним элементом мясорубки.
4. Структура секты.
Все секты можно подразделить на секты первого поколения - те, в которых еще активно действует основавшая секту группа и секты второго (и более) поколения - те, в которых основавшая секту группа уже отошла от дел (или в мир иной) и секту возглавляют воспитанные в ней же люди. Основное различие - в допустимом уровне цинизма по отношению к вере, принятому в среде руководства секты.В сектах первого поколения он естественно гораздо выше.
а. Глава секты (личность или совет).
Если это первое поколение - главой секты может быть атеист и циник, который по тем или иным соображениям затеял эту секту, либо фанатик с манией мессианства. Если это второе-третье поколение функционирования секты - когда верхушка пришла с низов - тогда это отобранные продвижением вверх и воспитанные сектой люди с наилучшими умственными способностями - но способностями, направленными сектой в нужную сторону.
б. Приближенные к руководству сектой.
Если это первое поколение - также могут быть циники и атеисты, но среди них уже попадаются отдельные воспитанные сектой уникумы. Если второе поколение - то только вторые. Они - кандидаты в будущие руководители и на них собственно лежит все управление сектой.
в. Середина.
Тут только истинно верующие, уже достаточно изучившие учение секты. На них лежит вся основная организаторская работа, они "младшие офицеры" - главы собраний, общин, гуру местного масштаба и т.д. В этот слой может пробиться любой более-менее соображающий адепт. Они - основная опора секты.
г. Низы.
Это либо тупые, либо недостаточно вовлеченные в деятельность секты адепты, либо только что обратившиеся неофиты. Их деятельность проходит в основном на уровне ритуалов и собраний. На них возложена основная черновая работа - приглашение в залы собраний, проповеди и разъяснение основ.
д. Неофиты и сомневающиеся
Те, кто еще не перекрутилось в мясорубке секты - кто только что пришел в секту, но еще не обратился, еще сомневается. С ними ведется основная работа по убеждению. На них выливаются блага "духовной пищи" и "божественной истины". Они - вечно текущее (в смысле утечки кадров) основание пирамиды.
5. Цели секты.
Цель секты - нарастить свою массу, перейти в "массу критическую" и стать религией - т.е. такой религиозной структурой, с которой считаются в обществе, которая имеет не только религиозный, но и политический вес и власть. Не надо повторять ошибок обличителей сект - не все члены секты сознают ее целей.
Их, как правило, осознает руководство в сектах первого поколения, в сектах второго - оно может уже и не осознавать этого. Просто структура секты построена так, чтобы функционировать в полном согласии с этим принципом. Приближенные к руководству, середина и тем более низы - тоже как правило не осознает истинных целей секты. Да это и не нужно. Как в армии - офицеры среднего и младшего звена и рядовые не знают и не могут знать планов командования - они просто усердно делают свое дело. Религиозная сфера - среда, где возникают, растут и множатся секты, "учения" и "организации". Это совершенно естественный процесс - так в лесу, под тенью деревьев пробивается молодая поросль. Идет борьба за умы и кошельки потенциальных прихожан. И, так же как и в природе, - здесь побеждают и выживают наиболее эффективно действующие структуры.
Опасность сект - в их новизне и экстремальности, в частности можно выделить два основных момента:
а. Влияние на человека
Традиционная религия уже достаточно "обкатана" временем и не требует от прихожан более, чем соблюдение общепринятых моральных норм и неких культовых традиций. То и другое - естественно вписаны в "светскую" жизнь и скорее дополняют, чем меняют принятый в обществе образ жизни. Тогда как секты требуют значительно большего - полного поглощения деятельностью секты. Не всегда такая деятельность плоха - но у члена секты она стоит на первом месте.
Как описано выше, все это делается добровольно, но в любой секте приветствуется и негласно требуется (через "общественное мнение" секты) по возможности целиком занимать себя делами секты. Так, мол, угодно богу. Но такое требование лишает человека возможности занять достойное место в обществе. Особенно это актуально для молодежи вовлеченной в секты: время и усилия потраченные на дела секты отнимаются от образования и карьеры. А установка на первенство сектантской системы ценностей лепит из не совсем сформировавшейся личности идеального члена секты.
б. Влияние на культуру
Исконные, опробованные временем религии, являются частью традиционной культуры народа. Более того - религия народа зачастую и есть носитель традиционной культуры. Как известно, народ, лишенный своей культуры - теряет самобытность и ассимилируется в среднемировой американизированной поп-культуре. Первый шаг к этому - потеря традиционной религии. Может быть,
такая религия не является "истинной" с точки зрения священных книг, но она нужно для выживания народа.
Секты же, ослабляя традиционные религии, тем самым способствуют появлению человека, не имеющего корней. А сейчас, в эпоху господства информационных технологий, потоком информации "размывающих" традиционную культуру народа, влияние сект, особенно опасно для народной самобытности.