Сокращения и детали этого рассказа: СИ – Свидетель Иеговы.
ОСБ – Общество Сторожевой Башни, Библий и Трактатов (с главным Управленческим бюро в Бруклине, Нью-Йорк).
Верный и Благоразумный Раб – так предпочитают называть себя руководители ОСБ. Это если не вдаваться в детали. Это название взято из Евангелия от Матфея 24:45-51 и превращено в аристократический титул. Об этом см. на сайте www.xjw.nm.ru На самом деле, в этом евангельском отрывке Иисус сказал, что после своего Второго пришествия Он проверит, кто́ из его последователей верно и благоразумно исполнял его волю в отношении благовествования правды по всему миру. А так же Он высказался, что будут и неверные и злые рабы, которые под предлогом христианского служения будут просто эксплуатировать своих сотоварищей. ОСБ считает, что эту проверку всех религий Иисус уже произвёл где-то в 1918 году, так как пришествие случилось (т.е. присутствие началось) невидимо в 1914, и Иисус назначил руководителей ОСБ КЛАССОМ Раба из Матф 24:45-51! Ну а вы решайте сами, какой же он на самом деле, этот Раб: верный и благоразумный, или неверный и злой.
Времена Язычников – термин из Луки 21:24. ОСБ учит, что это ОСОБО НАЗНАЧЕННЫЙ БОГОМ период правления языческих народов по всей земле, когда не было царя, помазанного Богом царствовать на земле. Последним таким царём был Седекия (см. 4 Цар гл. 24 и 25; 1 Паралип 29:23; Иер 3:17; Иез 21:26,27), затем наступили эти самые времена правления язычников, потом воцарение нового царя от Бога – Иисуса Христа. ОСБ учит, что эти времена длились “семь времён” (см. Дан. 4:13,20,22,29 – невероятно, но ОСБ с успехом учит, что это дерево символизирует правления языческих народов, а не самого вавилонского царя), а более точно – они насчитали 2520 лет, которые они вычислили исходя из Откр 12:6 и 12:14, применяя правило “день за год” и немалую интеллектуальную акробатику. В итоге ОСБ учит, что Седекия был свержен в 607-ом году до н.э., и тогда начались Времена Язычников, которые закончились через 2520 лет в 1914 году, что ознаменовалось началом Первой Мировой Войны. Но был ли Седекия свергнут, а Иерусалим и Храм Иеговы разрушены именно в 607 году до н.э., от которого Свидетели Иеговы исчисляют 2520 лет??? – Вот в чём вопрос!
НМ – перевод Библии на современные языки сделанный ОСБ и названный переводом Нового Мира, что должно подчеркнуть намерение Иеговы создать на Земле новый мировой порядок под правлением Царства Бога в руках назначенного Им царя Иисуса Христа, ну... и естественно в руках этих самых верных рабов, которыми поспешили себя объявить руководители ОСБ.
Перед "грозой".
Это история одного библейского исследования, проведённого обычным СИ. Началась она с закономерного вопроса, который тем не менее у обычных СИ не возникает: почему издатели Сторожевой Башни так откровенно восхваляют себя:
“МЫ ВЕРНЫЕ И БЛАГОРАЗУМНЫЕ!” (...и только мы!)?
И как следствие, почему наше отношение к РАБУ возвелось до поклонения? Любое малейшее сомнение относительно них воспринимается так: ”И-и-и… ты что, Верному и Благоразумному Рабу не доверяешь?! Да ты что!!! Тебя дьявол попутал!!!” Они для нас как священные коровы в Индии. (Для справки: в индийской религии корова – священное животное. Нельзы её, например, гнать с дороги, препятствовать ей, а если она будет вас лизать или ещё что делать - нужно просто смиренно и неподвижно стоять.)
Не будучи суеверным и боязливым, я начал размышлять: так, что-то я упустил в потоке времени, надо проверить этого самого РАБА. Почему мы – Cвидетели Иеговы и я, – считаем, что Иисус уже назначил их не просто "верным рабом", а уже и царями над нами! (Это прекрасно видно из их высказываний и ТРЕБОВАНИЙ считать их таковыми.) Я попытался вспомнить все причины для того, чтобы верить в это, и вот какие я вспомнил:
1. Они печатают много "духовной пищи".
2. Они предсказали конец Времён Язычников (которые по их рассчётам начались в 607 до н.э.) на 1914 н.э..
Первый пункт – явно натянутый. Великое дело собрать пожертвования да извести гору бумаги! Екклесиаст написал: "Составлять множество книг, конца не будет; и долгое занятие ими утомительно для тела." (Еккл. 12:12). Очень похоже: печатать гору литературы – конца не будет, и много читать – утомительно. А я вдруг, через 8 лет, с ужасом обнаружил – редчайший Свидетель, таки да, осиливает прочтение литературы Раба. А множество СИ вообще просто по-русски читают с трудом! Один парень, лет 22-х, плохо понимает значения многих русских слов! И он – служебный помощник в собрании.
А вот второй пункт нам казался безупречным. Ну да, история совпадает с Библией, 607 (+) 2520 = 1914… Стоп! А действительно ли история говорит, что Иерусалим был разрушен (и соответственно последний царь на престоле Давида закончил) в 607 г. до н.э.? А ну-ка заглянем в энциклопедии, ведь никогда не проверяли! Да и книг-то таких умных у нас нет…
Итак, я понаходил самые разные энциклопедии, справочники, учебники и книги по истории, и – о ужас!, нигде нет даже намёка на 607 год! Все в один голос свидетельствовали, что 587/6 год – это год разрушения Иерусалима!
Как же так?!!... Неужели история расходится с Библией?… А ведь, честно говоря, я и по Библии-то не сильно проверял нашу хронологию. Помню только то, что Верный и Благоразумный говорил, мол, к 537-му году надо добавить 70 лет из пророчества Даниила – вот и получишь 607. И все всегда беззаговорочно верили. Ну не будет же "Божий раб" (тем более "Верный и Благоразумный") так грубо врать! Значит и проверять нечего. Зачем тратить время? Да и времена ныне такие тяжкие...
Ага, опять Верный и Благоразумный вклинился в мои размышления. Я просто поверил им. Нет, стоп. Пора наконец-то самому всё проверить, что именно говорит Библия независимо от ОСБ. И вот, открывая все места Писания, говорящие о пророческих 70 годах и все места, описывающие события за 18 лет до разрушения Иерусалима, я приходил к пониманию того "ужаса", что Библия тоже совпадает с историками! Библия собственно не говорит, что 70 лет прошло от разрушения Иерусалима до выхода из плена. Она говорит, что эти 70 лет назначены Вавилону, чтоб ему (!) служили (!) все царства, в том числе и иудейское. Да и вообще не говорится, что в течение этих 70-ти лет они ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЙДУТ В ПЛЕН (См. главу 27 пророчества Иеремии).
Тогда я проверил ещё другие свидетельства, небиблейские. Оказывается, по текстам древних вавилонских клинописей вообще точно установлены даты того периода истории, так как те клинописи несут АСТРОНОМИЧЕСКУЮ информацию о расположении планет в такой-то и такой-то год правления такого-то вавилонского царя. Древние историки тоже говорят об одном и том же – указывают на 587 год до н.э.!
Тогда я детально проверил наш компакт-диск "библиотека ОСБ" (Watchtower Library) в поисках объяснений на Иеремию 25,27,29 – и увидел, что за прошедшие 100 лет Сторожевой Башни нет никаких хоть сколько-нибудь близких и откровенных объяснений!
Более того, я уличил их во ЛЖИ: Иосиф Флавий сперва коротенько сказал, что Иерусалим был опустошён 70 лет, а в конце исправил себя и многозначительно обосновал на две страницы, что “от разрушения Иерусалима до выхода Евреев из плена, прошло 50 лет”, и сослался на историков того, древнего мира! Но ОСБ в книге “Да придёт твоё Царство” (англ.) СКРЫЛО это! Вместо этого в ней говорится, что ИОСИФ ФЛАВИЙ УКАЗАЛ на 70 лет!
Узнав всё это, я попытался поговорить с друзьями в собрании, но вдруг увидел, что никого это не интересует!
– “Это же нужно много чита-ать, разбира-аться!…Серёжа, тебя бес попутал. Верный и Благоразумный говорит 607 – значит 607!”
– Эй, эй! Так ведь он Верный и Благоразумный только потому, что 607!
– И-и-и!!… Ты что! Ша-а! Тише… – и вот, очень быстро, Гоша (старейшина) узнаёт, что "Серёга поднимает бунт". Вводит ЛОЖНОЕ учение (причём он заявляет это заведомо без разбирательств) .
Итак, немного послушав меня, и поняв, что “крыть” не чем, он с Мишей Поддубняком очень по-доброму пригласили меня "обсудить Библию".
А теперь читайте, как они по-доброму её обсуждают. Вчетвером на одного.
Синедрион.
(или Пастырское посещение старейшин)
Действующие лица: Старейшины из моего местного собрания Тульское – Поддубняк Михаил (председатель собрания) и Иванов Георгий (Гоша, 26 лет); старейшина собрания Фонтан – Пальчук Олег; старейшина собрания Центролит – Лукоминский Анатолий и я – рядовой состав – Колесников Сергей.
Место и время действия (а по своей сути это был чистый спектакль!):
Подвал!!! Зала Царства на ул. Славянская, 10, Одесса. 12 сентября 2003, 18:45––21:30.
В свой поход я готовился целый день. Я приготовил на компьютере справочный листок (приведено в приложении 1, где были выдержки из Иеремии главы 25,27,29 из синодального издания с выделенными важными моментами; из Даниил 9:2; 2-Паралипоменон 36:20; Захария 1:12 ; Захария 7:5 в следующих переводах: Синодальном, Современном, Танах Давида Йосифона, Огиенко на укр. языке, наш Макарий, наш НМ на английском и в моём личном тщательнейшем русском переводе. Каждое из четырёх мест Писания содержит краткие, но ёмкие по смыслу выводы, а в конце – общие выводы. Я наивно полагал, что братья возьмут это как помощь, что мы сядем и детально разберёмся. По крайней мере, Гоша и Миша ПООБЕЩАЛИ мне накануне, что мы обсудим мои библейские рассуждения. Только Миша добавил: "Если ты не против, я приглашу ещё кого-то из старейшин". Так же я приготовил ещё один справочный листок (приведено в приложении 2), в котором была детальная хронология событий начиная с битвы при Кархемише в настоящем – в 605 году до н.э., и заканчивая разрушением Иерусалима 587 год (это таблица событий с датами этих событий, и ссылками на Библию и на исторический документ – Вавилонскую Летопись). Также я взял книгу Иосифа Флавия, в которой он говорит о 50-и годах между разрушением Храма и выходом из плена, так же Библии – перевод Макария и Синодальный. Сложил это всё в большую сумку и на велосипеде приехал в Зал. “Товарищи по движению” уже стояли на пороге, и Олег небрежно, пренебрежительно держал в руке мою брошюрку – справочный листок – которую я приготовил и дал Гоше для ознакомления ещё до всего "театрального действия", и читал. (Гоша, ещё тогда прочитав её, вполне “по теократически” потребовал, ЧТОБЫ Я НИКОМУ НЕ ГОВОРИЛ ОБ ЭТОМ, иначе возникнут проблемы… Но видимо у меня не получилось не говорить, и вот они “пригласили меня на обсуждение”). Они пригласили меня в … подвал (!). {Та брошюрка была информацией, переведённой на русский с сайта www.607v587.com, теперь доступной там на русском языке, но изложенной просто как конспект, Гоша не понял, что это чьи-то труды, взятые из интернета. Если бы он это понял, то вообще не было бы никакого разговора.}
Итак, после того, как мы расселись, меня спросили, что заставило меня обратиться к ним. Формулировка вопроса мне сразу понравилась, типа это я сильно хотел их собрать, даже не будучи знакомым с Толиком, а Олег, как я знаю, не был знаком со мной. Но я не стал уточнять, кто кого хотел видеть. Если коротко, я ответил: “Вот, мол, занимался личным изучением Библии и наткнулся на то, что нигде в истории не говорится, что Иерусалим был разрушен Навуходоносором в 607. Все Энциклопедии, исторические книги, словари, даже англо-русский – все говорят в один голос, что это было на 20 лет позже – в 587/6. Тогда я решил проверить все места в Библии говорящие о 70-ти годах” – а их в Библии шесть – “и, о ужас, Библия не говорит, что 70 лет прошло от разрушения Иерусалима до выхода Евреев из плена. Библия говорит, что эти 70 лет были назначены для мирового господства Вавилона над всеми народами, а не только над Иудеями; что Библия чётко гармонирует со светской историей. А вот наша трактовка Библии явно хромает”. Мне ответили:
– А ты разве не знал этого? Нам это хорошо известно.
(Это высказывание меня просто шокировало. Интересно, откуда? – из нашей литературы, что ли? Спросите обычных СИ, знают ли они что-то об этом?) Они, переглянувшись, сделали надоумлённый вид, мол, “ну хорошо же известный факт”. Я ответил:
– Нет, я не знал, а вы разве знали об этом?
– Да, знали…
(Возникла пауза)
– А почему у тебя раньше не возникал этот вопрос, почему ты раньше не проверял это, до того как крестился?
– Я не имел таких возможностей как сейчас, ведь я был достаточно беден материально, и духовно не крепок, и ограничен в доступе к информации, да и с английским не дружил. Кроме того, видя, что Организация учит правде об Иегове, чего не делает никто, я подумал, что эта дата хорошо проверена и подтверждена историками; что Общество тщательно её проверило и можно доверять. Ну не будут же они искажать историю! (А вопрос об имени Бога в Библии я таки детально проработал в своё время, но на большее меня не хватило, а как было с вами? Я обращаюсь к своим братьям, СИ: проверял(а) ли ты самостоятельно достоверность учения о 607 годе?)
В то время я в действительности думал так. И не проверил. Иначе, думал я, уже был бы шквал опровержений! Но я ошибся, шквала нет, никого мы не интересуем, верите – ну и верьте себе, хоть в тридесятое царство.
Вступил Олег:
– Вот ты говоришь, что ты исследовал и не нашёл ни одного источника говорящего о 20-летнем смещении. У меня есть такой источник, да!
– И что же это за источник?
– Это один Библейский Словарь. (Там что-то говорится о 618 годе.)
Он назвал автора, но я не сумел запомнить, по-моему, что-то похожее на Генри Геллей.
– Хорошо! Покажи мне его, я хочу сам увидеть.
– Извини, я не смогу показать его тебе.
Я оторопел от неожиданности – как это, сослаться на доказательство и не показать его?
– Почему?
– Не хочу.
– Не понял, поясни.
– Это моё личное право.
– Но так дело не пойдёт!
– Нет и всё тут.
Дело в том, что если человек скрывает книгу в подобной ситуации, значит её просто может не существовать, или в ней нет ожидаемых доказательств.
Вступил Толик:
– Скажи нам, а какими ты пользовался источниками в своём исследовании?
– Я тоже не скажу, тоже имею право. Как это так, что Олег скрывает, что у него за книга?
Тогда Олег сказал:
– Хорошо, просто в этой книге очень много ложных учений. Поэтому я не хочу её распространять.
– Здорово! Зачем же ты в качестве аргумента приводишь мне столь ложного автора, что даже показать его нельзя? Ведь я предоставляю информацию из чистых источников! Это были Энциклопедии – Британская, Советская, New American, библейские Российского Библейского Общества, даже англо-русский словарь ABBYY Lingvo; исторические книги по теме Вавилона, я даже одну целиком отксерокопировал в Библиотеке Горького за 65 гр (около 12 долл.).
(Олег) – Ты потратил столько денег! – с ума сойти, у тебя наверное много денег (с издёвкой) раз ты не пожалел 65 гр. на целую книгу!
– Да, у меня есть ТАКИЕ деньги и мне не жалко их на столь важный вопрос. Тебя это удивляет?!
– Да. Скажи, а ты вообще жертвуешь в ящик пожертвований? (пристальный проникающий взгляд).
– А это уже моё личное дело, как я распоряжаюсь своими деньгами. Разве я не прав?
Ещё 5 секунд он, молча, пронизывающе всматривался в меня. Сказать ему больше было нечего.
Теперь вступает Миша и просит прочитать из Библии Титу 3:10, – “Только пожалуйста из перевода НМ”. Я сказал, что не взял Новый Завет НМ. И тут опять Олег:
– А ты вообще-то пользуешься Новым Миром?
– Да, конечно, просто сейчас не взял, потому что в Синодальном у меня уже всё подчёркнуто кругом, и я помню зрительно место расположения стихов, да и пачкать не хочу новую Библию.
– Нет, мне почему-то кажется, что ты не пользуешься НМ! А?
– Да говорю же, что пользуюсь. Это мой любимый перевод.
В общем я “замял” этот вопрос, но не без труда. Миша дал мне НМ. Я громко зачитал стих об обхождении с еретиком. Здорово, ведь ещё ничего не рассматривалось по существу дела! – но уже еретик. Прямое нападение! Потом мне бестолково объясняют, что нельзя рассказывать об этом никому в собрании, как я это делал.Что вот, для этого есть Верный и Благоразумный Раб, … "а ты что же, не доверяешь?" Я отвечал, что, мол, доверяю! Но я имею право рассмотреть и проверить сам. Что христиане в Верии проверили Павла, и он их вовсе не укорял за это. Толик спросил: “Тебе разве старейшины не советовали не разглашать эту информацию?” – на что Гоша сразу озабоченно вставил – “Да да, я ему говорил, но он уже разнёс эту информацию!”. Тогда Толик серьёзно спросил:
– Говорил ли ты с кем-нибудь после этого?
– Нет, не говорил, только если ко мне подходили те, с кем я уже беседовал. – (конечно это было не так.)
– А ты, вообще, со многими говорил?
– Кое с кем поговорил …
– (Гоша с обидой в голосе) Да, ко мне подходили братья из других собраний и говорили, что Серёжа сомневается в Верном и Благоразумном Рабе, говорит, что нет 607-го года, а он умный, он в электронике хорошо разбирается. Ты с ним поговори.
– (Я) Что, не ужели так прямо и говорили?
– (Гоша) Да!! Так и говорили!
– (Я) Здорово...
Я догадываюсь кто это. Был один деятель, который выслушал меня, мы обменялись “явочной” информацией и он сказал, что обязательно сам разберётся и обязательно свяжется со мной. Кажется, он связался таким вот методом Павлика Морозова. А ведь не пионер! Знать бы наверняка – я бы поинтересовался, слышал ли он, что такое совесть. А ведь он заранее знал, что у нас не будет никакого честного разбирательства, будет просто духовное выкручивание рук. Я рассказал ему и об этих опасениях, но он видимо решил поэкспериментировать. И есть ещё один точно такой же “экземпляр”. Сказал, что сам разберётся, что будет осторожным и обязательно свяжется со мной так как его очень волнует ЭТО ВСЁ. До сих пор связывается.
– Зачем ты говоришь об этом всем? Какую цель ты преследуешь?
– Никакой, а что, разве нам запрещается обсуждать Библию с соверующими? Не знал! – ответил я.
– Да, но почему ты тогда не напишешь письмо в Общество? Обсуди с ними…
– Напишу обязательно, но сперва мне нужно собрать и систематизировать всю существенную историко-археологическую информацию, чтобы моё письмо не выглядело несерьёзным. А в данный момент я заказал и жду из заграницы соответствующие книги на английском. Они уже в пути.
– (снова Олег) Ага, значит ты хочешь не вопрос задать, а, хм-м эдак, обличить что ли!
– А что, Олег, разве обличить это плохо? (я вспомнил, что Библия как раз полезна для этого)
– (Толик) Так значит ты не до конца убеждён?
– Я не хочу использовать этот термин, это провокационное выражение. (я так и сказал!)
– Хорошо, значит ты не до конца .. как бы это .. не полностью удостоверился. Так?
– Можно так сказать.
– Тогда зачем же ты, не удостоверившись, разносишь эту информацию?
– А я не обсуждаю небиблейские источники. Я говорю только о Библии. Разве я не могу говорить о Библии
– Да, но этот вопрос не имеет никакого значения!
– Хорошо! Тогда что мы тут делаем? Давайте разойдёмся, раз уж этот вопрос не имеет никакого значения.
Снова конец разговора. Пауза.
– (Толик) Угу, значит ты рассуждаешь так, 607 ―> 587, 1914 ―> 1934, что там у нас произошло в 1934? Ничего существенного! (Кстати, просто ради любопытства как нибудь посмотрю, что там было в 1934. Кажется Гитлера избрали). А в 1914 было. Значит ты не прав.
– (Я) Ага, значит мы теперь будем подгонять и историю и Библию под наш любимый 1914. Так надо понимать?
Снова конец разговора.
– Нам хорошо известно, что это всё-таки 607-ой. Мы знаем это из литературы Общества.
– Хорошо, тогда как старейшины, покажите мне эти источники Общества.
– (Гоша, в сердцах) мы не можем тебе показать других источников кроме тех, что ты уже сам понаходил. А ты дал опровержение по каждому пункту, я просмотрел твою писульку. Мы видели.
Тут прервусь, с целью пояснить кое-что. Я обнаружил, что у Свидетелей Иеговы почти не обсуждается этот серьёзный вопрос. НИГДЕ во всей библиотеке Общества на компакт-диске не обсуждается пророчество Иеремии25; 29, а ведь Иеремия детально и обширно пояснил тем пленникам, что такое 70 лет! И Общество молчит как партизан. Оно пользуется коротенькой ссылочкой, которую Даниил сделал на Иеремию и говорит: от разрушения Иерусалима до возвращения евреев прошло 70 лет, и точка. Коротенько, то там то сям говорят, как о хорошо проверенных фактах, о 607, о 2520 годах – “Вот одно к другому – и порядочек, вот он 1914, а знаете что связано с этим 1914…” – и уходят от хронологии на другие темы. Вот просто попробуйте вспомнить, где можно почитать про то, как мы получили 607? Ну как, вспомнили? Гоша тоже было сунулся на диск, думал – сейчас я закопаю Серёгу фактами, да не тут-то было. (см., например, СБ 1 ноября 1995) Вместо этого нашёл ещё две потрясающие статьи из СБ за 68 и 69 год. Это просто образец двуличия в отношении Общества к историкам. Я тщательно перевёл обе статьи и снабдил их комментариями (приведено в приложении 3), показывающими изобилие пропагандистских приёмов убеждения. Он отказался их читать. Статьи были из серии статей объясняющих, что 1975 будет годом Армагеддона. Я бы в то время просто не смог бы не поверить таким убедительным статьям. Но отношение к историкам в вопросе 607-го и 539-го года меня просто сразило наповал.
Самый серьёзный материал нашёлся в книге “Да придёт твоё царство” на английском, но он оказался даже просто бесчестным, так как цитирует ошибочные высказывания Флавия (а я купил книгу Флавия "Иудейские Древности" в двух томах, чтобы всем показывать, если кто-то не поверит) и скрыло то, что Флавий позже в другом своём историческом труде, расположенном во втором томе после «иудейских Древностей», детально объяснил, что от разрушения до освобождения прошло 50 лет. Он настаивает! А Общество умалчивает! Может просто не заметило? – не тут-то было. Эта книга “Царство” издана в 1981 (это важно будет вспомнить в конце всего рассказа), а в ранней статье от 1969 года, о которой я только что рассказал, дается НАМЁК, что им известно, что Флавий был непоследовательным в своих числах! В книжке же и вовсе никакого намёка, лишь “вот, мол, Флавий ТОЧНО указал 70 лет!” Значит, это всё известно очень давно и преднамеренно укрывается … методом затыкания ртов и ушей. (Для чего и блюдётся собрание, и производятся лишения общения с известными последствиями…молчания)
Давайте вернёмся. Ну-ка, посмотрите, на чём мы прервали диалог?
– (Я) Так значит у нас нет никакого объяснения Общества на главы Иеремии 25,29? Разве это не сокрытие информации?
– (Олег) Хорошо, почему же ты не пишешь в Общество???
– Я же сказал, что соберу факты, систематизирую по порядку и напишу. Я сейчас именно этим и занят.
– И ты что же, наивно думаешь, что ОНИ ТАМ, будут вести переписку с тобой, отвечать тебе (с иронией, так протя-яжно).
– Странно, только что ты сам говорил: пиши, они ответят… Разве нет?
– Конечно нет!… Они отвечают через СБ. Ты готов ждать их ответа? (опять подлавливают меня на неосторожном высказывании. Ну ладно, "пойду в рукопашную").
– Сколько ещё ждать, всю жизнь? – нет, не готов. Уже сто лет СИ ждут объяснение того, что в Библии написано 2500 лет ДЛЯ ТЕХ ЛЮДЕЙ. И они всё понимали про ЭТИ 70 лет. И это очень простой вопрос, очень много объяснений и в Библии и у археологов. Разве Бог будет нас ещё как-то “развлекать”, когда мы отказываемся читать Иеремию? Я не готов больше ждать, так как считаю это нечестным. Ведь вы уклоняетесь упорно от прочтения Иеремии! А? Ну давайте почитаем Иеремию 25, ну давайте (всё это сопровождалось перебиванием и высказыванием недовольства моими словами). И тут Толик прервал препирания и сказал:
– Ну ладно, что ты там нам хочешь зачитать, мы послушаем.
Тут мы прочитали всю главу, и я попутно акцентировал внимание: на всех нациях, на знаках препинания, на осмысливании значения каждого предложения, на общей теме всей главы. Что она говорит, что Иудеи и все народы с ними будут наказаны. Что для того чтобы Иудеи не говорили, что они избранный народ и Иегова защитит их, Он их отметил особо. Что Иеремия должен ПОЙТИ к другим народам. Что все они будут служить Вавилону 70 лет. Теперь прервитесь и прочитайте сами.
Они на удивление молча десять минут слушали меня, видимо тоже, как и все мы, глазам своим не верили. Потом заговорили:
– Так значит ты говоришь, что 70 лет для вавилонского господства… Но ведь Ветхий Завет написан ТОЛЬКО для евреев!
– Но ведь Иеремия должен был идти ко всем, а не только к евреям. Тут ведь чёрным по белому. Конечно, своё пророчество он в первую очередь дал своим – евреям.
– (они снова недовольно) Нет! Нет!
– (Я) А теперь зачитаем главу 27!
Тут мы прочитали выборочно, (так как их уже "тошнило"), о том, что значит служить царю вавилонскому, что это означает платить большую дань и жить на своих землях в течение всего НАЗНАЧЕННОГО ВАВИЛОНУ ВРЕМЕНИ (те самые 70 лет.) А если кто не захочет, то их ждёт жестокое наказание.
– (Я) Видите, Иерусалим здесь вообще ни при чём. А теперь глава 29. Тут мы прочитаем о том, что пленные уже были, 70 лет уже для них ти́кают, но Седекия всё ещё на престоле Давида (я снова попытался выбрать важные стихи, но понял, что тут нужно читать снова всё по порядку, и по ходу дела отмечать важное). Тут придётся снова зачитать всю главу.
– (Толик) Что? ты хочешь, чтоб мы с тобой тут читали всю главу? ― и поднял меня на смех ― Ты думаешь у нас есть время тут с тобой читать всю главу?! Мы тут тебя уже три часа слушаем и ты нам ничего не сказал! Сколько тебе ещё нужно времени?!
Тут надо отметить, что на всё зачитывание ушло минут 15. Они очень неспокойно вели себя и хотели прервать чтение, и я держал их в напряжении и торопился, чтобы успеть сказать то, что важно. Но на 29-ой главе они “сорвались”. А у меня ещё глава 29 и четыре другие ссылки. Я сказал, что мне ещё нужно часа два.
– Нее-ее-е, не будем, не хотим; это всё … и т.д.
– (Снова они) А что говорит Даниил, он ясно говорит, что город был опустошён 70 лет.
– Где ясно? А ну-ка давайте прочитаем, ну давайте, … давайте!
Я беру синодальный перевод (Дан 9:1,2), и мы читаем. Я объясняю, что здесь Даниил не говорит прямо, что событие длилось 70 лет, но почему-то говорит, что 70 лет должно пройти НАД опустошением. При этом везде в Библии все продолжительности правления царей указываются прямо, царь правил столько-то лет. Никогда не говорится, что столько-то лет прошло над правлением царя. Так же дождь лился 40 дней на землю. (Тут почему-то Олег начал возражать: "Что, и ты думаешь, что действительно дождь в потопе шёл 40 дней?" ― Он не объяснил, что вызвало его возмущение. Как я помню, вроде бы действительно, 40 дней …). Дальше я пытаюсь объяснить, что если один период прошёл над другим, то это значит, что один больше другого, т.е. этот другой период входит в промежуток между началом первого периода и его концом. Они дружно демонстрируют непонимание
– Как это одно больше другого – не понимаем, где ты это видишь – не видим; что ты имеешь в виду…
– Ребята, это же очень простая формула для первого класса: одно над другим – значит одно больше другого.
– Не, не, какие формулы, что за математика … (Толик) Сергей, понимаешь, Библия была написана для простых людей ― (это замечательная фраза) – Её должен был понять даже простой земледелец. Он не имеет образования и не поймет твоих формул.
– Понимаешь, Толик, те люди не были полными тупицами, и они хорошо умели считать, ну, хотя бы даже сколько им нужно было прокопать, или же свои собственные деньги. Деньги-то у них были! И они хорошо понимали, когда денег больше чем нужно для покупки, а когда не хватает. Так что не говори, что они там были столь уж неграмотными. Это такая же формула.
– (Олег) А что ты так вцепился в это НАД? Почему ты так любишь синодальный перевод, а? (с такой следовательской ухмылкой).
– (Я) О, очень хорошо, давайте зачитаем из перевода Макария.
Я демонстративно отбросил синодальный перевод и взял Макария, открываю тот же 2-ой стих 9-ой главы Даниила и начинаю читать, а Макарий перевёл этот пассаж так: “Число лет, в которые должно окончиться запустение Иерусалима, есть семьдесят лет”. Ему это явно не понравилось, и он растерялся. Тут вдруг Гоша начал что-то опять говорить про синодальную версию со словом НАД, но Олег прервал его:
– Надо посмотреть в НМ, а он на английском. – (Это он сказал с чувством удовлетворения, мол, недоступно.)
– Очень хорошо, вот тебе НМ.
Я полез в сумку, чтобы достать свой листок с цитатами из Библий.
– Что у тебя там, НМ? Какой такой НМ???
– Вот, я тут подготовил специально для вас выдержки из разных Библий, включая НМ.
– (Олег с издёвкой) Что, у тебя даже НМ есть?
– Да, есть, а что тут такого?
– И что, ты даже читаешь его?
– Да Олег, я выучил английский и могу читать с первого раза, даже не перечитывая, потому что всё понимаю.
Он взял у меня из рук листок, это было два листа формата А4, т.е. два обычных листа как на ксероксах, изогнутые в виде книжечки пополам, так что получилось 8 страниц. Начал небрежно разглядывать:
– С ума сойти, и ты сидел, и всё это выписывал? (снова сказал с издёвкой)
– Да, я сегодня целый день готовился, чтоб вам было удобно.
– У тебя уйма свободного времени. Скажи, а в проповедь ты вообще ходишь когда-то?
– Да, хожу, но в последние пару месяцев не был ни разу. Я был поглощён этим важным вопросом
– А ты Богу вообще молишься?
– Олег, это мои личные отношения и тебя они никак не касаются.
– А что здесь такого, вот я, например, про себя могу свободно сказать, что я молюсь.
– Хорошо, я вообще не прекращаю молиться, постоянно думаю и общаюсь с Иеговой в мыслях. Ты доволен ответом? Давай посмотрим в перевод НМ. Вот английский текст, а вот перевод.
– Чей перевод?
– Мой перевод.
– Ты разве можешь учить английскому языку?
– А причём тут учить? Тут важно ясное понимание.
– Ты можешь учить английскому языку?
– Да, могу, но не имею права
– Ясно! Не можешь!
– Давай я тебе прямо сейчас продемонстрирую, буду читать по-русски прямо с английского.
– Не надо! – он с раздражённостью отдёрнул листок на себя, сосредоточился, и попытался сам читать по-английски, нисколько не обращая внимания на мой перевод, даже не поинтересовался, как же у меня получилось. Прочитав In the first year of his reigning, он запнулся на слове reigning: "Я не знаю, что это за слово. Это всё бессмысленно…"
– Давай я прочитаю прямо при тебе.
– Не надо! Ты что, думаешь, что ты знаешь английский, ага, вон – ты тут даже выделил окончание слова.
Это выглядело так:
2 in the first year of his reigning I myself, Daniel, discerned by the books the number of the years concerning which the word of Jehovah had occurred to Jeremiah the prophet, for fulfilling the devastations of Jerusalem, [namely,] seventy years.
2 в первом году его правления я сам, Даниил, распознал по книгам число лет, относительно которых слово Иеговы явилось Иеремии пророку для исполнения разорений Иерусалима, [а именно] семьдесят лет.
Я хотел было обратить внимание, во-первых, на то, что разорений, как таковых, было много в течение 70-ти лет; во-вторых, что Даниил распознал совсем не по книге Иеремии, а по каким-то ещё книгам; а в-третьих, что использовалось слово devastations, несущее смысл разорения, растраты, хищения, как активное действие, а не слово desolation, несущее смысл опустошенности, разорённость; заброшенность, уныние, т.е. пассивное состояние как результат разорений. Т.е. здесь Даниил вообще не упоминает о полном безлюдье. Но Олег не дал мне этого сделать.
– А ты кто такой, чтоб учить Библии? Только Верный и Благоразумный Раб может учить, а мы должны читать Сторожевую Башню и Пробудитесь! Ты что, Верный и Благоразумный Раб?
– Нет! Но я имею право исследовать сам Библию.
– А кто ты такой, чтобы разбирать библейские пророчества? Никто не может разбирать пророчества, кроме движимых Святым Духом.
– Верно, но это исполнившееся пророчество, которое превратилось в историю. Оно исполнилось ещё 2500 лет назад. И имеется масса историко-библейско-археологических доказательств 587-го года.
Здесь они умолкли. Олег пристально смотрел на меня, типа, что ж ты за птица такая? Больше мне не удалось привлечь их к Библии…
– (Олег, так-это, по-отечески) Сергей, ты очень способный брат, и если бы ты направил свои способности в нужное русло, ты мог бы добиться больших успехов в Организации. Почему бы тебе не служить больше, не взять пионерское служение, у тебя не было бы времени заниматься (не помню как, но, типа, чепухой)
– В начале, после моего крещения, так и было, но есть предел возможностям. Мой организм в 96-ом взбунтовался, у меня начало прыгать давление, и я “попридержал коней”.
– А, да, там у тебя были какие-то конфликты. – (Я удивился, что он что-то знает даже об этом).
– Нет нет, то я постарался забыть, это было совсем не то. Извини друг, но в одиночку трудно жить безо всякой поддержки. Ты этого не знал, да?
Неоднократно они пытались перевести разговор с 607-го на 1914-ый, и на моё отношение к нему. Но теперь я чувствовал угрозу. Их слова звучали провокационно. Я не позволял уходить на тему 1914-го и связанного с этим годом авторитета организации.
Из всех четырёх, Толик казался главным и вёл себя сдержанно. Но спрашивал только то, что звучит фатально – ты за красных или за белых? Я не позволял себя подловить на неосторожности. Речь же Олега носила характер издевательский. Ни один, ни разу не пытался успокоить его. Ситуация – вроде я маленький ребёнок, вокруг которого собрались все родственники, и один из родителей сильно бранит ребёнка. Ребёнок сильно плачет, а все остальные укоризненно поддакивают. Разница лишь в том, что родители не унижают ребёнка, а выражают своё недовольство. Да и провинился я тем, что узнал историческую правду и ещё раз ВНИМАТЕЛЬНО прочитал Библию. Мне не нравилось такое поведение. Оно меня обескураживало (это слово имеет английское происхождение и значит потерю силы духа), и я не выдержал и сказал буквально следующее: “Олег, если ты сейчас же не прекратишь свой издевательский тон, я встану, повернусь и уйду!” Две секунды мы смотрели в глаза друг другу, после чего он повернулся, слегка нагнул голову и сказал: “Извини”. Далее он держал себя в рамках. Не помню точно, но, кажется, это было где-то во время разбора Даниила 9:2. Кажется, поэтому он там был такой раздражённый. Мишу вообще, казалось, никак не интересует Библия в вопросах иных, чем процедурные разбирательства о "врагах народа". Он только тогда говорил, когда речь шла о том, что я должен молчать, в противном случае я и есть враг, а они – пастыри, назначенные Иеговой для защиты собрания от меня. Точно как часовой – стой! стрелять буду! и баста. Гоша же никак не проявил своего мнения, лишь демонстрировал свою полную солидарность.