О СВИДЕТЕЛЯХ ИЕГОВЫ (как формируются личность и взгляды адептов секты) 1. Создается собственная социальная реальность. Первый шаг в создании культа должен состоять из создания собственной социальной реальности путем устранения всех источников информации, кроме тех, которые предоставляются культом. Как достигают этого СИ? Поскольку СИ находятся в обществе и общаются с обществом, то СИ изолируют психологически, занимая их свободное личное время чтением культовой литературы и участием в "проповеди" (вербовке). Все свое свободное время СИ стараются тратить на это. Если свободное время тратится не на эту культовую деятельность, то у СИ возникает угрызение совести и чувство вины (если не возникает, то эти чувства искусственно провоцируются во время встреч собрания и при чтении культовой литературы). Искусственную социальную реальность могут разрушить члены семьи (не СИ). Ограничить визиты к родственникам к минимому. Запретить совместные праздники. Как этого достигают? Опять-таки насущенной занятостью в вербовке, а также учением, что все, кто не с СИ - друзья миру (а значит сообщники Сатаны, идолопоклонники, блудники и другие ярлыки). Искусственную социальную реальность могут разрушить и разочаовавшиеся адепты ("заблудшие"). Что с ними делают? Их полностью изолируют от группы. С ними запрещено общаться, с ними запрещено здороваться, они изгои и считаются умственно и духовно неполноценными. Также адептов СИ обучают самоцензуре. Их убеждают в том, что любые книги, видео, аудио материал, исходящий не из культового источника - это все от Сатаны. Это следует избегать и не проявлять даже малейшего интереса. Если ты проявляешь интерес к чему то мирскому - значит ты сильно рискуешь своей духовностью. Второй шаг создания социальной реальности заключается в формировании культового взгляда на мир. То есть объяснение всех мировых событий и тенденций с культовой точки зрения. Почему в мире войны, болезни, много религий, насилие, отношение к родственникам, почему нужно внимать "верному и благоразумному рабу", кто такие старейшины, кто такие отступники и прочие темы. Также создается специальный культовый язык, культовая терминология. Это не обязательно новые слова, просто уже существующим словам придается культовый смысл. Благодаря таким словам контролируется мышление и накладываются клише, блокируется критическое и здравое мышление. Например, слово "мирской" на языке СИ вызывает следующие ассоциации - опасный, неполноценный, духовная деградация, заблудший, сатанинский, мерзкий, отвратительный, не достойный внимания и уважения, глупый; все мирское будет уничтожено; отдаленный от Бога Иеговы. Также есть специальная терминология: интересующийся, возвещатель, некрещеный возвещатель, крещенный возвещатель, пионер, полновременный служитель, подсобный пионер, специальный пионер, общий пионер, пионер с особым статусом, вефилец, миссионер, служебный помощник, разъездной надзиратель, областной надзиратель, районный надзиратель, городской надзиратель, председательствующий надзиратель, служебный надзиратель и др. Эти термины характеризуют иерархический статус и долю уважения в организации. Низшая ступень - интересующийся. Для цементирования социальной реальности в культе используют многократное повторение доктрин и учений. При чем это повторение может иметь разную форму (может менять метод преподнесения материала, эмоциональность преподнесения, использование новых наглядных примеров, демонстраций, интервью и прочих элементов). Но смысловая основа остается всегда той же. 2. Создается гранфаллун (социальная общность). Создается пропасть между адептами и людьми несостаящими в культе. Как она создается? На тех и на других вешаются ярлыки. На адептов - ярлык "избранный Богом", на "мирских" - враг Бога, друг Сатаны, гордый. Описывается перспектива, ожидающая "избранников Бога" и "врагов Бога". И задается риторический вопрос: "Кому ты принадлежишь?". Пропасть создана. К новым членам культа прикрепляют уже опытных культистов. Например, с изучающим Библию желательно должен ходить в проповедь тот, кто с ним изучал. Подобный принцип действует в программе "Пионеры помогают". Также всех новичков расматривают как неопытных и каждый культист наровит стать его учителем и инструктором. Внутри социальной общности добиваются группового конформизма. Принцип конформизма: "Я должен быть как все". В результате однородность мнений и поведения в культе, которые затем служат дальнейшему подкреплению культовой практики. "Если я не такой как все - я должен меняться, иначе я неугоден Богу". В гранфаллун втягивают при помощи "бомбардировки любовью". Члены культа изливают на вновь прибывшего внимание, одобрение и поддержку. Вербовщиков культов учат зеркально отражать интересы и установки потенциального нового члена, создавая таким образом впечатление наличия гармонии и взаимопонимания между новичком и культом. Чтобы сохранить эту поддержку и одобрение, новичок должен подчиняться группе. Ему нравится такое отношение к нему. Он понимает, что вне культа к нему не будут так относится. Поэтому он решает не покидать культ. Чтобы закрепить нахождение в культовом социуме, применяется инициация - "ты должен быть как все мы", "ты должен стать одним из нас". Инициация у СИ имеет вид крещения, молитвы посвящения, одежды (галстук, костюм, для женщин только юбка), некоторые пищевые запреты - не есть с кровью, и медицинские запреты связанные с кровью и ее фракциями. Также в качестве инициации применяется практика ежедневного разбора стиха из Библии и комментария к нему из Сторожевой Башни. Внешние атрибуты верующего (выше перечисленные) подтверждают, что этот член группы действительно является избранным. Все, что требуется для сохранения этого высоко ценимого членства, всего лишь врастать в эту новооткрытую жизнь и, конечно, продолжать повиноваться. С другой стороны, культистов обучают ненавидеть всех, кто не находится в культовом социуме. Это враги Бога, это "мирские", это сатанисты, идолопоклонники, они погибнут в Армагеддоне. Все это делается для того, чтобы увеличить страх от мысли покинуть культ (Я рад, что я не такой как они. Я не хочу быть одним из них; Я не хочу быть предателем Бога; Я не пойду в мир Сатаны - поэтому я должен быть СИ). 3. Ловушка рационализации. Культы добиваются гарантированного повиновения своих членов, порождая спираль возрастающей преданности. То есть сначала ты даешь обещание и берешь на себя обязанность одно, затем тебя побуждают взять больше обзанностей и больше ответственности, а взамен получаешь больше власти, больше признания, больше уважения, больше самоудовлетворения. У СИ первым обязательством является согласие на еженедельное изучение Библии. Затем побуждают ходить на встречи собрания (хотя бы на одну, а за тем на все). Следующим обязательством явлется желание служить некрещенным возвещателем. С этого момента об этой обязанности следует письменно отчитываться секретарю собрания. Можно сказать, что эта обязанность уже "официальная". Далее слудет обязанность крещения. А за тем предлагается выбрать целый спектр обязанностей: полновременное служение, служение в вефиле, служение служебным помощником, служение старейшиной, служение в группе добровольцев по строительству «Зала Царства» и прочее. Стремление к этим обязанностям подогревается главным лозунгом: "Если ты предан Богу, значит ты должен быть предан организации; значит исполняй пожелания организации, значит угождай организации". Ответственность в организации растет постепенно. Однажды связав себя серьезным обязательством (молитвой посвящения и крещением), человек уже чувствует себя не вправе нарушать и другие свои обязательства. Чтобы оправдать восприятие этого начального обязательства, член культа нередко согласен делать все больше и больше, чтобы связать себя еще более серьезными обязательствами. Человек не может отказаться от своих обязательств, потому что не хочет выглядеть обещавшим и не сделавшим, он не хочет вступать в конфликт с самим собой, со своей совестью и не хочет в этом смысле пасть лицом в грязь. Мол, я обещал и значит я должен сделать. Это называется западня рационализации. Одна из эмоциональных ловушек. Культы пользуются и другими эмоциональными ловушками. Они часто одаривают новичков вниманием и подарками (например у СИ подарками являются новые почетные обязанности в собрании, дружеское отношение, признание, авторитет). Естественно здоровая психика человека побуждает его к взаимности и отвечать на подобные подарки. Человек чувствует себя обязанным делать больше для организации, делать лучше и качественнее. Если человек совершает грех. То он теряет все свои подарки. Что он вынужден делать? Организация говорит: "Прояви плоды раскаяния". На деле что это означает? Более интенсивную культовую деятельность (больше комментариев, больше проповеднических часов, больше не пропущенных встреч и т.д.). Опять психологическая ловушка. А обязанности докладывать старейшинам о своих грехах, приводит к тому, что человек становится размазней. Теряет личностный стержень. Во время одной из таких бесед может состояться такой диалог: Старейшина: Как ты думаешь, почему ты совершил этот грех? Согрешивший: Наверно, я мало читал Библию (или мало проповедовал, или пропускал встречи, или меня искусил Дьявол, или др.) Старейшина: Ты молодец, что откровенен. Знаешь как можешь ты восстановить с Иеговой отношения? Согрешивший: Да, знаю, я должен больше читать Библию (больше проповедовать, не пропускать встречи, больше молиться и пр.) Старейшина: Верно, мы будем молиться за тебя, не унывай. Результат этого диалога - побуждение согрешившего принять более интенсивное участие в культе. Это называется игрой с чувством вины. Культ эксплуатирует чувство вины. Ловушка рационализации захлопнулась. 4. Обеспечение способности лидеров (ВиБР) внушать доверие и быть привлекательным. Чтобы мнение лидеров (у СИ лидеры - это верный и благоразумный раб (ВИБР) в лице Руководящего Совета (от 10 до 20 человек)) было авторитетным и рассматривалось как закон нужно обеспечить лидеру доверие. Как это делает у СИ? Придумано целое учение о "верном и благоразумном рабе", которым якобы является группа помазанных христиан в Бруклине (Нью-Йорк). Согласно этому учения ВИБР богоизбран и является единственным каналом на земле, через который Бог Иегова дает свои указания своему народу. Приводится ложная аргументация для обоснования этого учения. В результате вся печатная продукция, исходящая от ВИБРа, хотя и не признается официально богодухвновенной, но все что там записано необходимо исполнять как Божьи законы. Отступление от законов ВИБРа карается также, как и отступление от законов Бога. По факту требования ВИБРа = требованиям Бога. Итак, авторитет ВИБРа обеспечен и теперь он может манипулировать адептами СИ. Для чего это делается? Человек начинает воспринимать требования ВИБРа как Божьи требования. Возможно, эти требования могут казаться ему не логичными, не правильными, не нужными. Но человек понимает, что эти требования даны через единственный Божий канал. Адепт думает так: проблема не в этих требованиях, а проблема во мне. Мне нужно быть более смиренным. Я наверно горд. В результате человек самозаблуждается и он готов выполнять требования ВИБРа полностью, даже если они абсурдны. Трудно не повиноваться лидеру, которого считают, по крайней мере, благословенным по божественному замыслу, богоизбранным. Любой человек в здравом рассудке должен стремиться во всем его слушаться. Это еще одна психологическая ловушка. 5. Проповедническая деятельность или спешите спасать грешников. Проповедническая деятельность - это очень эффективный метод приобретения (вербовки) новых адептов. Плюс ко всему проповедническая деятельность полезна и самому адепту. Почему? Потому что когда доказываешь или говоришь кому-то о своих религиозных убеждениях, то они глубоко укореняются в твой разум. Если раньше ты во что-то не верил или сомневался в чем-то, то когда ты доказывал эту тему незнакомцу на улице, то все твои сомнения как рукой сняло. Это психологический прием и очень эффектиный ("Так проповедовал, что аж сам поверил"). Плюс ко всему, проповедническая деятельность - это постоянная занятость адептов, а значит у них не будет времени сомневаться или обдумывать какие-то учения. Когда адепт проповедует доктрины своей секты, он вынужден придумывать все новые и новые положительные стороны этой доктрины. Он должен отыскивать новые аргументы, буквально высасывать их из пальца. Главный стимул в этом убедить непосвященного. Однако, отыскивая аргументы для убеждения других, члены культа убеждают самих себя в первую очередь. Какие используются приемы? Например адепт рассказывает о себе: -Раньше я был алкашом, я выпивал по 6 бутылок водки в день. Я пропил все - работу, квартиру, семью. Я был последней сволочью, но когда я узнал истину - я стал совершенно другим человеком. У меня появилось то + то + я приблизился к Богу. Примерно на такой основе пишутся многие биографии в журналах Свидетелей Иеговы. Даже была когда-то рубрика "ДО и ПОСЛЕ", в которой обсуждались биографии людей, которые резко изменились в лучшую сторону, когда стали СИ. Главное в этом методе, как можно хуже описать себя до вступления в секту. Чем хуже ты себя опишешь, тем больше привлечешь внимание к секте. СИ любят рассказывать подобные истории как в публикациях, так и в личном общении. Благодаря этому они сами себя убеждают, что их культ способен менять в "лучшую сторону" даже самых опустившихся людей. [Кстати, почему меняются люди, которые находятся в секте? И эти изменения часто бывают положительными. Это похоже на то, как алкоголик бросает пить, потому что становится наркоманом. Также и здесь. Сектанская зависимость - одна из самых сильных зависимостей, поэтому часто она подавляет (перевешивает) зависимость алкогольную, наркологическую, никотиновую и какую-либо другую. Ученые обнаружили, что сектант, совершая свою деятельность чувствует примерно такое же удовольствие, что и наркоман. Поэтому наркотики или алкоголь для получения удовольствия уже не нужен. ] Кроме того, во время проповеднической деятельности культисты сталкиваются с негативизмом, с отрицательными нападками посторонних. Агрессия со стороны внешних людей дрессирует сектантов, учит их отражать широкий спектр атак. Таким образом, они приобретают иммунитет против любых нападок на их культовую реальность. Поэтому их так трудно побудить критически оценивать свой культ. 6. Блокировка "опасных" мыслей. Многие культовые доктрины лишены логики, лишены прочной аргументации и в них трудно верить человеку со здравым мышлением. Поэтому совершенно естественно, что у новичков (неофитов) могут возникать сомнения. Он будет приводить свои контр доводы, особенно против тех установок культа, которые лично ему не нравятся. Как же поступают сектанты в этом случае? Они действуют по принципу: "Если нечего сказать, пой". То есть нужно отвлечь новичка от подобных критических рассуждений и внимательного изучения доктрин. Как поступают СИ? Используется разная комбинация методов. Например, важную роль играют совместные молитвы, как во время индивидуальных изучений на дому, так и на встречах собрания. Молитва напоминает об ответственности перед Богом, поощряет благодарность Богу и побуждает освободиться от всех мыслей не связанных с культом (Эти молитвы можно назвать мини-гипнозом). Например, брат в молитве может сказать: "Иегова, мы очень благодарны тебе за эту публикацию. Она открывает на истину. Помоги нам, пожалуйста, без отвлечений исследовать эти мысли, пусть они проникнут глубоко в наше сердце и помогут нам меняться". Все, изучающий Библию настроен только на позитивное рассуждение. Потенциальный адепт теперь считает, что если он начнет критиковать эту публикацию, доктрины и прочие, то фактически он спорит с самим Богом. Верующего человека такая мысль конечно отпугнет. А не верующий может удивиться такой молитве, для него она не обычна и поэтому он вряд ли будет упрямо спорить. Скорее в нем зародится некоторая искра веры. Такова роль молитв. Помимо молитв в качестве отвлекающего маневра используются песни. Тоже с идеологией секты. На спокойном и мелодичном музыкальном фоне все хором поют главные сектанские тезисы и принципы. Все рифмовано, поэтому легко может запомниться. После таких песен создает теплая и отрешенная от мира обстановка, в которой опять-таки очень трудно что-либо критиковать. Также от критических мыслей отвлекает и проповедническая деятельность. Многие адепты убедились на собственном опыте, что участие в "проповеди" быстро нейтрализует любые критические или негативно настроенные мысли против организации СИ. Также предусмотрены дружеские визиты к новичкам. Такие визиты не запланированы и часто совершаются по личной инициативе кого-то из адептов. Цель этих визитов показать личный интерес к интересующему, настроить его положительно, проявить "любовь", побудить "духовным" (сектанским) целям. Например, придя к кому-то из новичков в гости, СИ может рассказать, как ему лично в жизни помог Иегова, как он чем-то пожертвовал и получил много благословений, как он отказался от какого-то соблазна и тоже получил благословения, как он подавил в себе сомнения и тоже получил благословения. Новичок, слыша эти рассказы, начинает думать, что и он должен поступать также, чтобы получить благословения. Это тоже отвлекающий от сомнений маневр. Используется также следующий метод. Постоянно использовать отвлекающие маневры невозможно. Поэтому адепта нужно научить самому подавлять сомнения и даже бояться сомнений. Как этого достигнуть? Это можно сделать, объявив любую "неприятную мысль" дурной и исходящей от дьявола, а также описать во всех красках какие могут быть последствия от сомнений. Например, СИ часто рассказывают подобные истории: Брат Иван был общим пионером и быстро рос духовно. Но однажды в Интернете он прочитал отступническую литературу. Он нарушил ясный закон Бога. У него стали возникать сомнения. Он перестал читать Библию и публикации «раба». Через месяц он перестал посещать встречи. Некоторые видели его на вечеринке с одноклассниками. И вот однажды, когда он заявил родителям, что больше не хочет быть СИ, родители были в шоке. В первый же день, после того как он сказал об этом, он пошел в ресторан со своей девушкой. В ресторане его встретил бандит и зарезал брата Ивана насмерть. Вот как опасно читать отступническую литературу и сомневаться. Примерно такие случаи вызывают страх к сомнениям и любому критическому мышлению. Никто не хочет быть "зарезанным" или тем более "предать Иегову". Также могут пугать исключением из собрания и потерей "преимуществ". 7. Как из иллюзии делают реальность. Одной лишь доктрины для выполнения сектантской деятельности недостаточно. Нужны мощные мотивации. Эти мотивации должны затрагивать каждого и должны быть настолько эффективными, чтобы адепт "отрекся от себя", от своих интересов, желаний, целей и полностью посвятил свою жизнь секте. Что это за мотивации? У СИ эти мотивации действуют по принципу "кнута и пряника". С одной стороны создается очень твердая и реалистичная иллюзия "нового мира". Эта иллюзия гарантирует адептам исполнение всех их физических желаний (не будет болезней, голода, войн, будет обилие разнообразной пищи, не будет зла, не будет старости, будет много времени, произойдет воскресение мертвых родственников и близких и прочее). Такой комплект обещаний будет привлекателен любому человека. И, естественно, он привлекателен для СИ. Чтобы образ нового мира впечатался в разум адептов, их побуждают представлять себя в "новом мире". Часто звучит такой совет: "Если вы не представляете себя в новом мире, как вас представит в нем Иегова? Представьте, что вы будете делать в новом мире? Как вы распорядитесь своим временем? С кем будете общаться? Что вы будете чувствовать, когда воскреснут ваши близкие родственники?" Следуя этому совету, адепты визуализируют новый мир в своем разуме. Для каждого из них новый мир является исполнением его личных желаний. Новый мир становится главной его мечтой. Итак, иллюзия создана. Она уже сама по себе является мотивацией к сектантской деятельности, так как сектой устанавливается условие, что в новом мире будут жить только СИ и только те, кто активно проповедует. Мотивация запущена. Это "пряник". Однако одной лишь такой мотивации не достаточно. Почему? Потому что адепт может устать, может отчаяться и просто сложить руки. Нужно нечто, что заставит его двигаться не только из желания получить новый мир, но из-за страха. Страх тоже является мощной мотивацией. Это "кнут". Какой страх побуждает СИ проповедовать больше и лучше? Это скорое наступление Армагеддона. Всем СИ почти что на каждой встрече, на каждом конгрессе, в каждой публикации, в каждом НЦСе говорится, что Армагеддон скоро настанет. Что мы живем в последние дни «последних дней». Все СИ живут именно с такой установкой, они буквально ждут, что Армагеддон наступит завтра. Создается невыносимое психологическое напряжение. Любое отрицательное событие в мире воспринимается, как признак очень близкого присутствия Армагеддона. СИ верят, что своей деятельностью, они смогут спасти людей и спасти себя. Делается простой вывод - чем больше проповедуешь, тем больше людей спасешь. А если ты проповедуешь мало, значит ты не любишь людей и не любишь Бога, а значит и ты можешь погибнуть, ведь если ты не проповедовал людям и не предостерегал их об Армагеддоне, то за них несешь ответственность ты сам. Вот такая психологическая ловушка, которая заставляет всех СИ отдавать все силы для проповеди. На встречах постоянно культивируется чувство вины. Например, используется такая логика: "Сможешь ли ты оправдаться перед Иеговой, когда он призовет тебя к ответу, почему ты не служил общим пионером (не переехал в территорию с потребностью в возвещателях и др.)?". Такая формулировка создает очень сильное чувство вины. Чтобы его приглушить, адепты вынуждены проповедовать больше и больше. Вот эти две мощные мотивации используют СИ. Максим Камерер «SEKTAINFO.RU» |