Журнал «Религия и право», 2004, № 1 Свидетели Иеговы и переливание крови Александр Петров В жизни любого человека, может наступить такой критический момент, когда для ее сохранения потребуется переливание крови. И чаще всего вопрос о переливании решает врач. Пациент же, выслушав доводы специалиста о необходимости данной процедуры, дает свое согласие или несогласие. За детей решение принимают их родители или опекуны. Хочу подчеркнуть, что переливание крови — это крайняя мера, направленная на спасение жизни больного и для ее применения есть определенные показания. Ни один грамотный врач не будет прибегать к данной процедуре без всякой надобности. С развитием науки и медицины появляются устройства, которые помогают врачам уменьшить или избежать применения донорской крови, появляются все новые и новые кровезаменяющие препараты. Но во всем мире никто не отказался от применения донорской крови, потому что есть ситуации, когда никакие технические уловки, никакие супердорогие препараты не помогут спасти человека, а лишь переливание крови может дать ему шанс. Многие зададут вопрос: опасно ли переливание? Как врач отвечу, что да, переливание крови несет в себе определенную опасность (заражение различными инфекциями, иммунные реакции и др.), и когда есть возможность избежать переливания донорской крови без ущерба для здоровья, эту возможность надо использовать. В настоящее время переливание донорской крови приравнивается к оперативному вмешательству, а, как известно, компетентный врач не будет делать операцию, если ее риск для здоровья больного превышает опасность самой болезни. То есть переливание крови проводится, когда без этого обойтись нельзя. Переливание чаще всего применяется в следующих областях медицины: хирургия, гинекология, онкология, гематология, анестезиология и реанимация. И чаще всего в экстренных случаях, когда идет борьба за жизнь пациента всеми доступными средствами и любое промедление означает лишь одно — смерть больного. К сожалению, количество травм, ранений, требующих экстренной операции и часто переливания компонентов крови, растет. В последнее время врачи все чаще сталкиваются с пациентами, которые являются членами религиозной организации «Свидетели Иеговы». Эти люди отказываются от переливания крови по своим религиозным убеждениям, ссылаясь на текст Библии, где говорится о воздержании от крови (Левит, 3:17; 17:10-16; Деяния апостолов, 15:20). При этом Свидетели Иеговы не приемлют как переливание донорской крови и ее компонентов, так и переливание собственной крови, если она хранилась во флаконе, пластиковом пакете, консервировалась, т.е. не двигалась. Для больных гемофилией допускается однократный прием препарата крови, повторный прием с точки зрения вероучительных доктрин Свидетелей Иеговы означает уже «поедание крови». Однако они согласны на переливание собственной крови, излившейся в полости организма. Подразумевается, что движение собственной крови не прекращалось, а аппараты, возвращающие кровь больного в сосуды могут считаться продолжением системы кровообращения. Свидетели Иеговы не отказываются от искусственного кровообращения, гемодиализа и некоторых других методов. Уважая мировоззренческий и религиозный выбор каждого человека, посмею критически отнестись к постулатам Свидетелей Иеговы. Так, в Библии нет прямого упоминания о том, что кровь нельзя использовать для переливания. Тем более что внутривенные вливания возникли лишь в 16 веке, и во времена написания Библии о них никто не знал. В Библии же во многих местах речь идет именно о запрете употребления крови в пищу, а не о запрете ее переливания. Например: «Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею» (Левит, 17:13). Да и само понятие «кровь» относительно: ведь цельную донорскую кровь в современной медицине применяют крайне редко. В настоящее время в основном применяются компоненты крови, такие как эритроцитарная масса, плазма, лейкоцитарные и тромбоцитарные массы. Тогда как в библейские времена люди также не знали о том, что из крови можно выделить эти компоненты. Прочитав информацию по проблеме переливания крови, распространяемую среди Свидетелей Иеговы, можно отметить обилие общей медицинской информации, описание альтернатив переливанию крови (например, что проведено большое количество операций без применения компонентов крови) однако это все общие фразы. В этих материалах Свидетелей Иеговы нет ни одного конкретного примера, с конкретным больным, а в медицине можно рассматривать только конкретные случаи, ведь при одной и той же операции, при одной и той же болезни могут понадобиться компоненты крови, а могут и нет — все зависит от ситуации. Свидетелями Иеговы подразумевается, что человек должен проанализировать приведенные ими «факты», и выбрать: соглашаться ли с предложением врача переливать кровь или нет. Однако необходимо отметить, что материал, представленный Свидетелями Иеговы в их изданиях «как бы» подводит к мысли о том, что переливание крови недопустимо. К сожалению, людям, не сведущим в медицине, очень трудно сделать правильный анализ ситуации. Но что поражает больше всего, так это то, что в материалах Свидетелей Иеговы недвусмысленно говорится, что даже если вы и умрете, не послушавшись довода врача, то это не беда — рано или поздно все умирают. «Даже при оказании лучшей медицинской помощи в самых лучших больницах люди рано или поздно умирают. С переливанием крови или без, они умирают. Все мы стареем, и жизнь подходит к концу. Это не обреченность. Это реальность. Смерть — это наша действительность ...» (цитата с официального сайта Свидетелей Иеговы). На мой взгляд, проблема со Свидетелями Иеговы не в их трактовке библейских заповедей, это проблема морально-этического плана. Я не знаю, насколько легко Свидетелям отказаться от предложенного лечения, осознавая то, что они могут умереть, не получив его, но как можно отказаться от предлагаемого лечения своего ребенка? Пусть даже в некоторых случаях переливание компонентов крови и не гарантирует 100% успеха, но оно может дать шанс выжить больному. Любые родители должны бороться за малейший шанс своего ребенка выжить. Мне приходилось сталкиваться со случаями, когда ребенку с кровопотерей более 2-х литров (при разрыве гемангиомы печени), кровотечение было остановлено во время операции, но родители не разрешили перелить ему ни плазмы, ни эритроцитарной массы, вследствие чего ребенок погиб. Бывают случаи и неправильного толкования самими членами организации Свидетелей Иеговы своих же принципов. В моей практике был случай, когда родители отказывались дать согласие на операцию своей 13-ти летней дочери по поводу перитонита в течение 3-х суток, хотя сама девочка просила родителей согласиться с врачами, и лишь когда ребенок потерял сознание и был в крайне тяжелом состоянии согласие на операцию, наконец, было получено. Однако время было потеряно, на вторые сутки после операции девочка умерла в реанимации. Так как же можно относиться к проявлениям такого рода? За рубежом в некоторых случаях по инициативе администрации больниц даже собирались экстренные судебные слушания в два часа ночи с тем, чтобы лишить ребенка родительского попечения, в целях спасения ему жизни. Однако случаи с подростками, которые сами полны решимости сопротивляться переливанию крови, гораздо серьезнее. Некоторые дети просто повторяют доводы, зазубренные на собраниях Свидетелей Иеговы. Другие искренне убеждены, что принимать кровь — безнравственно. Все они уверены, что перелив кровь, они опозорят себя в глазах сверстников-единоверцев, навлекут гнев родителей и наказание со стороны организации. Я не юрист и не специалист по религиям, но кто же ответит за жизни людей, которых можно было спасти. Имеет ли религия право распоряжаться их жизнью? В прошлом Свидетели Иеговы учили, что Библия запрещает пересадку любых органов и даже прививки, однако впоследствии сделали прогрессивный шаг и пересмотрели эти положения. На мой взгляд, если Свидетели Иеговы не пересмотрят своей позиции по переливанию крови и не найдут в этом вопросе нравственный компромисс, то они так и останутся в сознании большинства маргиналами. Выбор остается за ними. Александр М. Петров, клинический ординатор кафедры хирургии Медицинского центра Управления делами Президента РФ По материалам |